Боевики запускают ПТУРы по Израилю – и попадают под ответный удар
«Хезболла» показывает, что всерьёз воевать не собирается. Но и совсем не воевать не может: это означало бы полную утрату авторитета в радикальных исламских кругах. Да и Иран, союзник и покровитель «Хезболлы», требует от неё имитировать войну с «сионистским врагом» - точно так же, как её имитируют другие иранские прокси (йеменские хуситы и иракская «Хезболла»).
Если перевести на простой язык затейливые словесные обороты Насраллы, регулярно выступающего с телеэкрана, он повторяет израильтянам понятный месседж: отдайте спорные приграничные районы – и мы прекратим военные действия. Во что Израиль, конечно, не верит. Поскольку спорные территории смехотворны по размерам и стратегическому значению: это буквально развалины нескольких сараев и кусок заброшенного в 1948 г. тоннеля. Если это будет отдано, «Хезболла» всегда найдёт, чего потребовать или чем возмутиться.
Цель «Хезболлы» - не сокрушение Израиля и не освобождение иерусалимской мечети Аль-Акса. Это установление контроля над Ливаном и обеспечение ливанского участка военно-транспортного коридора Иран-Ирак-Сирия-Ливан. Т.е. обеспечение прямого выхода Ирана к Средиземному морю. Пока этот коридор работает плохо. В Ираке стоят американские войска и действуют антииранские политические силы, в Сирии близ иракской границы – союзные американцам курды, в Ливане – разоружённые, но недружественные «Хезболле» и Ирану христианские и суннитское общины. Так что забот у «Хезболлы» хватает и помимо борьбы с Израилем.
Безусловно, в случае «большой» войны «Хезболла» может нанести Израилю немалый военный и экономический урон («Хезболла» в разы сильнее ХАМАСа). Но сама она при этом будет ослаблена до такой степени, что на её восстановление потребуются долгие годы. Которые ей Израиль и внутренние ливанские противники могут и не дать. Тогда – прощай надежды на коридор из Ирана и «шиитский пояс» из четырёх стран. И это не говоря о судьбе самого Ливана в случае такой войны: Израиль предупреждает, что страна будет полностью разрушена. Шейх Насралла не так глуп, чтобы надеяться на то, что Израиль, как в 2006-м, немного повоюет и уйдёт под давлением мирового сообщества. После всего, что случилось – не уйдёт, пока Ливан не станет похож на нынешнюю Газу. После чего «Хезболле» придётся иметь дело с разъярёнными ливанцами (не-шиитами). Которых, кстати, там от 65 до 72% населения.
Хотя ущерб Израиля от этой квази-войны несущественен, он терпеть «Хезболлу» у своей границы больше не намерен. Потому, что война может возобновиться в любой момент – достаточно любого обострения арабо-израильских отношений. И потому, что 100 эвакуированных, заброшенные поля и остановленные производства – это колоссальный ущерб для Израиля. Пока есть опасность обстрелов с ливанской территории, эвакуированные не вернутся. Значит, Израилю необходимо, чтобы «Хезболла» ушла за реку Литани, что требует резолюция ООН от 2006 г.
Когда началась война, США завили, что нанесут военные удары по любой третьей стороне, вмешавшейся в конфликт: имелись в виду «Хезболла» и Иран. Они поняли и не вмешались. Но Израилю этого недостаточно, т.к. идёт маломасштабная, бессмысленная, но всё же трансграничная война. США повторяют Израилю, что они против наступления на Ливан, и Израиль не нападает. По крайней мере, воздерживается до окончания операции в секторе Газа. Но вопрос о возвращении людей на Север Израилю придётся решать. А это возможно только при условии ухода «Хезболлы».
На Ливан давят США и Евросоюз, чтобы правительство настояло на уходе «Хезболлы» с Юга страны, чем обезопасило её от разрушения. Для Израиля это был бы наилучший выход, что ливанское правительство бессильно, а «Хезболла» сильна. Поэтому с начала января Израиль наносит удары по «Хезболле», демонстрируя, что в случае «большой» войны погибнут не только боевики, но и руководство группировки, и их родственники.
Это принуждение к выбору: либо начинайте войну и погибайте, либо уходите. Что выберет «Хезболла», неизвестно, поскольку уход за Литани будет означать уступку «сионистскому врагу», позор и политическую смерть.