«Не считаясь с жертвами»: США готовятся захватить Венесуэлу
Ради собственного выживания Вашингтон не остановится ни перед чем
«Янки намереваются вторгнуться в Венесуэлу». Таким был общий посыл выступления президента Венесуэлы Николаса Мадуро на недавнем антиимпериалистическом митинге в центре Каракаса.
«В одной радиопередаче говорилось о волне насилия в Венесуэле в ближайшие дни, о том, что страна уже неуправляема и распадается на пять независимых республик», — в частности, завил Мадуро, добавив, что Организация американских государств в этом свете уже готовится применить к Венесуэле Межамериканский договор о взаимной помощи, и силы быстрого реагирования морской пехоты должны быть готовы к вторжению.
При этом Николас Мадуро в резкой форме подчеркнул, что его страна говорит жесткое и решительное «нет» американской интервенции. «Все правительства, которые выступают против империализма, всегда подвергаются атакам», — резюмировал он, дав обещание, что Венесуэла «защитит себя и заставит себя уважать».
Следует отметить, что Венесуэла, на минуточку, уже давно живет с угрозой реального американского вторжения, и если абстрагироваться от внешней пафосности Николаса Мадуро, то стоит признать, что он ничуть не сгущает краски, делая подобные заявления.
— Достаточно вспомнить хотя бы операцию «Гидеон», когда в мае 2020 года на пляж Макуто, что примерно в 8 километрах от аэропорта Каракаса, высадилась небольшая группа диверсантов, в которую входили, помимо дезертиров из армии и нацгвардии Венесуэлы, экс-сотрудники спецслужб США, а также агенты штатовской военной разведки DIA, их управления по обороту наркотиков, — напомнил политолог, специалист по информационным войнам Андрей Манойло.
— Организатором операции выступала одна из частных военных компаний США «Силверкорп», которая изначально планировала высадку нескольких таких групп вблизи Каракаса. Основной их задачей был захват Николаса Мадуро и вывоз его в США. Правда, это операция провалилась в самом начале. Разведслужбы Венесуэлы заранее были предупреждены о дате и месте высадки диверсантов, и, естественно, сразу же встретили первый десант, как полагается — частью расстреляли, частью взяли в плен и допросили соответствующим образом.
Сейчас, вероятно, венесуэльские спецслужбы вновь получили от своих информаторов сведения о подготовке какой-нибудь операции «Гидеон-2», и Николас Мадуро просто эту информацию обнародовал.
«СП»: Зачем он это сделал? Не лучше ли было сохранить это все в тайне, чтобы вновь поломать планы янки в самом начале?
— Американцы, очевидно, усвоили преподанный им четыре года назад урок, хорошо уяснив, что для подобных операций отрядов диверсантов в количестве нескольких десятков или даже сотен человек маловато. Так что условный «Гидеон-2», вполне возможно, разрабатывается в недрах американских спецслужб с учетом привлечения к этому своих сил быстрого реагирования и прочих соединений.
И Николас Мадуро, озвучив вероятность такого развития событий, сделал то, что называется «информационной прививкой». Таким довольно распространенным приемом он дал понять США, что Венесуэла знает об их планах, и если в Белом доме от своих намерений не откажутся, то очень дорого заплатят за попытку вторжения.
«СП»: Насколько дорого это может обойтись янки? Армия Венесуэлы настолько хороша? А может, Мадуро уповает на то, что за Каракас вступится Москва? Только что Венесуэлу посетил глава МИД РФ Сергей Лавров, и Мадуро в разговоре с ним теоретически мог поднять этот вопрос.
— Я допускаю, что во время визита Лаврова в Венесуэлу могла подниматься эта тема, поскольку Москва и Каракас очень тесно взаимодействуют. Однако сейчас сталкиваться лоб в лоб с армией США, да еще и на удаленном театре военных действий, нам никакого резона нет.
Но Венесуэла и сама по себе достаточно грозна. Военная машина США, конечно, сильнее. Но, во-первых, в случае вторжения венесуэльцы будут действовать на своей земле, которую знают досконально и имеют солидный опыт ведения боевых действий в джунглях. Американские войска, за изрядной давностью войны во Вьетнаме, подобными навыками не обладают.
Во-вторых, даже если янки договорятся с наркокартелями, и те обеспечат тыловые базы, американцам все равно придется несладко. Как раз-таки на подобный случай на территории Венесуэлы развернут целый кубинский военный корпус, а это примерно 20 тысяч штыков. А если в один строй с кубинскими военными встанет и кубинский обслуживающий персонал, то получается и вовсе 40 тысяч. А значит, Белому дому потребуется перебрасывать в Венесуэлу соединения, как минимум втрое превышающие совокупную численность венесуэльской армии и кубинцев. Это довольно сложно и крайне рискованно.
«СП»: Если цена вторжения столь высока, зачем тогда вообще Вашингтону этим заморачиваться? Да и что скажет по этому поводу мировая общественность? Или на кон поставлено что-то такое, что Вашингтону уже начхать на свое внешнеполитическое реноме, лишь бы Венесуэлу заграбастать?
— Надо понимать, что Венесуэла является участницей довольно тонких политических процессов. Например, в 2019 году между Каракасом и Вашингтоном провалились тайные переговоры, в которых принимали участие представители России и Кубы. Не так давно Венесуэла и США возобновили переговоры, теперь уже открыто, в Мексике. Венесуэльская сторона добивается начала отмены экономических санкций, под которыми находится страна, и возвращения арестованных за рубежом своих активов. Американская же сторона, в свою очередь, настаивает на либерализации венесуэльского режима и допуске к президентским выборам оппозиционных кандидатов со всеми вытекающими последствиями.
Очевидно, переговоры идут не так гладко, как хотелось бы янки. Поэтому, скорее всего, они и принялись «играть мускулами», давая понять Венесуэле — соглашайтесь на наши условия, иначе вы рискуете вообще все потерять, если мы начнем военное вторжение. Это излюбленный прием янки — как бы невзначай, исподтишка, помахивать за спинами своих дипломатов «бронированным кулаком» в сторону оппонентов.
Но США, действительно, уже нечего терять в плане своего реноме. Во-первых, оно и так изрядно подмочено. Например, в марте 2020 года Вашингтон, на минуточку, объявил награду в 15 миллионов долларов за живого или мертвого Николаса Мадуро, и еще по 10 миллионов — за 14 его ближайших сподвижников. А Мадуро, напомню, вообще-то является легитимным президентом входящей в ООН страны.
По оценке Андрея Манойло, эти факты наглядно свидетельствуют, что янки плевать давно хотели на какие-либо моральные или этические соображения.
А все потому, что Америка в попытках сохранить за собой весьма спорный статус «мирового гегемона» должна вернуть себе все стремительнее ускользающий из ее рук контроль над мировым рынком углеводородов, который раньше позволял ей добиваться своих политических целей путем спекуляций, обмана и шантажа.
Знаток мирового нефтегазового сектора, политолог Алексей Анпилогов, в беседе с «СП» уже обращал внимание на то, что рынок в настоящее время возвращается к нормальной ситуации.
«У кого есть нефть, тот ее продает, у кого есть деньги — покупает. Никаких больше фьючерсов, опционов и прочих инструментов, — отмечал он. — Особенно это касается иранской, венесуэльской и российской нефти, которая находится под различного рода санкциями и не может торговаться в биржевых условиях. Кто-то назовет это деградацией рынка нефти и переходом к более простым формам покупки и продажи «черного золота», но я бы назвал это возвращением к реальности. Для значительного объема физически торгуемой нефти спекулятивная надбавка сегодня отсутствует.
Рынок нефти дефицитный уже на протяжении десяти лет, но до сих пор это скрадывалось спекулятивными манипуляциями. Давить на рынок, принадлежащий продавцам, которые диктуют свои условия — совершенно бесполезное занятие. У США нет сейчас главного — дополнительных объемов нефти, которые они могут предложить рынку. Напомню, что за 2022 год Байден, чтобы утихомирить своих собственных налогоплательщиков, распродавал американский нефтяной резерв по миллиону баррелей в день. Они продали без малого половину этого резерва.
Поэтому для США стоит вопрос не того, что они могут что-то там кому-то диктовать, а того, что они сами сейчас должны пополнять свои нефтяные резервы, если хотят вернуться на этот рынок в более-менее достойной роли. Если же нет, то вряд ли Саудовская Аравия, а, тем более, Россия и Иран, будут слушать какие-то указания из Вашингтона".
Венесуэла с ее шикарными нефтяными залежами, лежащая под боком у США, с точки зрения Белого дома, идеально подходит на роль «донора для гегемона». И ради этого янки, вероятно, не остановятся уже ни перед чем.