В субботу во время военного парада, посвященного успешному, с точки зрения Тегерана, окончанию ирано-иракской войны 1980−1988 годов, в иранском городе Ахвазе был совершен теракт. Огонь по людям открыли неизвестные вооруженные лица, находившиеся за трибуной. Не менее 29 человек погибли, как минимум 12 из них являются членами Корпуса стражей Исламской революции — элитного формирования армии Ирана. Еще 57 граждан получили ранения.
Как водится, исполнители этого злодеяния пока
неизвестны. Но куда ведут следы по мнению Тегерана? На определенные
мысли наводит тот факт, что уже в воскресенье в МИД Ирана вызывали
послов Нидерландов, Дании и Британии. Их обвинили в поддержке иранских
оппозиционеров. А именно — в укрывании оппозиционных иранскому режиму
групп. «Недопустимо, что эти группы не причислены к террористических
организациям в Европейском союзе только потому, что они не совершили
терактов в Европе», — заявил представитель МИД Ирана Бахрам Касеми.
Между
тем, Иран — одна из наиболее стабильных стран региона. Теракты здесь
в последнее десятилетие происходят редко. Спецслужбы и прочие
государственные структуры хорошо потрудились, дабы в их стране было
безопасно. Однако полностью оградить население от террористических актов
им, как следует из субботней трагедии, так и не удалось.
Иранские власти в последние годы стали повышать меры безопасности на западе страны в период расцвета так называемого «Исламского государства» *. Боевики псевдохалифата неоднократно угрожали персам и грозили покарать их то за «ересь», то за «вероотступничество» (почти все граждане ИРИ являются мусульманами-шиитами, а это в глазах радикальных мусульман-суннитов делает их потенциальными врагами — авт.).
Но с момента образования ИГИЛ и вплоть до недавнего времени никакой активности эта группировка в Иране не проявляла. Это было даже несколько странно, если учитывать, что последователи Багдади (лидер ИГИЛ — авт.) за эти годы умудрились совершить атаки даже в ряде весьма далеких от этих краев европейских и азиатских столиц. Берлин, Стокгольм, Париж, Лондон, Стамбул, Джакарта — это далеко не весь список.
Но в Иране ничего подобного, повторяю, не происходило. Видимо, предчувствуя окончательное исчезновение ИГИЛ с политической сцены, в Тегеране еще год назад позволили себе немного расслабиться. Иначе просто сложно объяснить двойной теракт, что произошел в стране 7 июня 2017 года. Тогда террористы напали на здание парламента и на музей-усыпальницу первого аятоллы. Итог — два десятки погибших и полсотни раненных. Как было установлено, кровь этих людей — на руках боевиков ИГИЛ, которое к тому времени, как все думали, уже значительно разгромлено в Сирии и Ираке.
И вот теперь — Ахваз. Во всяком случае, информационные источники, связанные с ИГИЛ, сообщают, что теракт в этом городе совершили их «воины ислама». В первые же часы после трагедии иранские военные подхватили эту новость и тоже стали ее тиражировать. Затем в среде местных чиновников стала прослеживаться несогласованность. Одни продолжали винить ИГИЛ. Другие же переключились на местные террористические группы, состоящие, в основном, из арабов. Например, упоминалось «Национальное сопротивление Ахваза». Кстати, его представители, подобно своим «коллегам» из ИГИЛ, тоже взяли на себя ответственность за преступление.
Далее иранских версий стало еще больше. Так, одной из виновниц происшествия, согласно новым заявлениям в Тегеране, названа Саудовская Аравия. Затем министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф изменил основную версию: «Иран считает ответственными за это нападение тех, кто спонсирует терроризм в регионе, и их американских хозяев». А вот представитель Генштаба ВС Ирана генерал Авольфазль Шекарчи перед этим дал следующий комментарий: «Эти террористы не из Исламского государства и не из других группировок, борющихся с нашей исламской системой. Они связаны с США и Моссадом».
Российский востоковед и политолог Каринэ Геворкян ранее предполагала, что в сентябре США и их союзники на самом деле могут активизировать свою деятельность в Иране, России и сопряженных с ними регионах. Цель — отвлечение внимания этих государств от сирийской проблемы. По ее мнению то, что произошло в Ахвазе, так или иначе связано с этим процессом.
— Этот теракт нужен тем, кому выгодно ослабление Ирана. В первую очередь — Израилю и Саудовской Аравии. Соединенным Штатам это тоже выгодно, но сейчас я бы не решалась обвинять Вашингтон.
Можно, наверное, говорить в данном случае и о каких-то американских спецслужбах, но тогда необязательно они согласовывали свои действия с высшим руководством государства. Как правило, подобных террористов-то и готовят спецслужбы посредством частных военных компаний. Или еще как-то. Но у США сейчас такая ситуация, что интересы спецслужб и Пентагона, например, далеко не всегда совпадают. А если же говорить о Трампе, то его причастность к этому нападению и вовсе почти невозможна.
К России выдвигают новые претензии — теперь религиозные
Скорее, это нужнее тем, кого считают противниками Трампа внутри США. Тем не менее, субботний теракт точно связан с глобальным планом отвлечения России и Ирана от сирийской проблемы.
Перед Россией сейчас стоят точно такие же вызовы, как и перед Ираном. Например, на границе с Россией, в Грузии, скопилось больше число турок-уйгуров. Среди них много потенциально опасных для нашей страны людей. Делается это под покровительством Турции. А Тбилиси никак не препятствует этой активности. Если даже не потворствует ей.
Интерес Анкары тут очевиден. Она добивается расширения своего политического влияния на территориях разваленной Османской империи. Перемещенные в Грузию уйгурские группировки в случае чего могут помочь создать напряженность и на нашем Северном Кавказе. Или — на Южном Кавказе. При определенных условиях этим легко может воспользоваться Турция.
Некоторые регионы Грузии, кстати, с помощью Анкары активно отуречиваются. В Аджарии все вывески на улицах давно дублированы на турецком языке. А иные и вовсе пишутся только на турецком. Все это может однажды вспыхнуть и создать для Москвы новые проблемы на кавказском направлении.
Для Ирана прорабатываются похожие сценарии. Разумеется, ту или иную роль Штаты в этом играют. Но пока надо дождаться результатов расследования иранских специалистов. Я думаю в Тегеране обязательно их широко озвучат.
*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.