Амрулла Салех (дари : امرالله صالح , родился 15 октября 1972 года в Панджшире, на территории тогдашнего Королевства Афганистан). Он принадлежит к таджикской этнической группе. У Салеха была старшая сестра Мариам, которую в 1996 году захватили и пытали боевики «Талибана». Сбежала от талибов и жила в Кабуле со своей семьей до 2016 года.
Афганский политик, объявил себя действующим президент Афганистана с 17 августа 2021 года. Ранее – первый вице-президент Афганистана с февраля 2020 года; до этого занимал пост министра внутренних дел с 2018 по 2019 год и возглавлял Национальное управление безопасности (NDS) с 2004 года до своей отставки в 2010 году. Член группировки Ахмад Шах Масуда. В 1997 году Салех был назначен Масудом в качестве представителя Северного Альянса в посольстве Афганистана в Душанбе, Таджикистан; занимался контактами с международными неправительственными (гуманитарными) организациями и спецслужбами. После ухода из НСБ в 2010 году Салех создал продемократическое и антиталибское движение под названием «Баседж-э Милли» («Национальная мобилизация») и «Зеленый тренд» (партия «Афганистан Грин Тренд»). В марте 2017 года был назначен Ашрафом Гани государственным министром по реформированию системы безопасности. В декабре 2018 года был назначен министром внутренних дел, ушел в отставку, чтобы присоединиться к избирательной команде Гани.
После падения Кабула, Салех перебрался в долину Панджшер, где он провозгласил себя действующим президентом Афганистана в соответствии с Конституцией и объявил формирование фронта против талибов совместно с Ахмадом Масудом и министром обороны Бисмиллахом Ханом Мохаммади.
Досье:
В 1990 году, чтобы избежать призыва в поддерживаемую Советским Союзом афганскую армию, Салех присоединился к оппозиционным силам моджахедов. Он прошел военную подготовку в соседнем Пакистане и воевал под командованием командира моджахедов Ахмада Шаха Масуда. С 1996 года Салех член «Северного альянса» (также известного как «Объединенный фронт») и боролся против экспансии талибов. В октябре 1996 года Амрулла Салех организовал встречу между Бхаратом Раджем Мутху Кумаром и Ахмадом Шахом Масудом для организации помощи из Нью-Дели. В конце 1997 года Масуд назначил Салеха руководить отделом международной связи «Объединенного фронта» в посольстве Афганистана в Душанбе, Таджикистан, где он работал координатором неправительственных (гуманитарных) организаций и связным у иностранных спецслужб. Амрулла продолжал быть частью сопротивления Северного Альянса до теракта 11 сентября в США и вступления Америки в войну в Афганистане. После терактов 11 сентября 2001 года в США, Салех участвовал в руководящих разведывательных операциях «Объединенного фронта» на местах во время свержения режима талибов. Он стал ключевым активом ЦРУ и руководил разведывательными операциями «Объединенного фронта» на местах по свержению режима талибов. Эти отношения позволили ему взять на себя многие важные роли в правительствах, сформированных после свержения «Талибана». В 2004 году он возглавил недавно созданное разведывательное управление Афганистана – Управление национальной безопасности (NDS, НУБ). Это были годы, когда он построил очень сильную шпионскую сеть для сбора разведданных против «Талибана» и всех других террористических сетей, которые поддерживали Талибан в Афганистане и через границу в Пакистане. Салех инициировал структурные реформы и помог восстановить афганскую разведывательную службу. Его люди проникли в «Талибан» и получили детальные сведения на – лидеров, командиров, их семьи, дома, контакты, источник дохода и т.д. Это помогло афганскому правительству сдержать талибов, но всегда возникали трудности с поддержкой, которую они получали из-за границы.
Салех и бывший министр внутренних дел Ханиф Атмар рассматривались международным сообществом как два наиболее компетентных члена кабинета в афганском правительстве. В 2005 году Салех нанял нескольких агентов NDS, проникших в районы проживания пакистанских племен, для поиска бен Ладена и других лидеров «Аль-Каиды» и «Талибана». Могли быть идентифицированы несколько членов «Аль-Каиды», но было установлено, что бен Ладена в этом районе не было. В 2006 году Салеху представили доказательства того, что бен Ладен жил в крупном населенном районе Пакистана, всего в 20 милях от города Абботтабад (Пакистан). Он поделился этими разведданными с бывшим президентом Пакистана Первезом Мушаррафом, который гневно отверг это утверждение, не предприняв никаких действий. После того, как Салех направил агентов, говорящих на пушту, для проникновения в операции талибов в Пакистане, NDS собрала информацию о домах боевиков, мечетях, предприятиях и семьях. Весной 2006 года Салех провел многочисленные интервью с командирами талибов и пришел к выводу, что ISI начала увеличивать помощь боевикам годом ранее. Основываясь на доказательствах, Салех предсказал, что к 2009 году талибы совершат нападения на крупные южные города и развяжут полномасштабный мятеж. После президентских выборов 2009 года в Афганистане, Хамид Карзай изолировал от политики Салеха и министра внутренних дел Ханифа Атмара. 6 июня 2010 года Салех ушел из НУБ.
В одном из отчетов ЦРУ, Хэнк Крамптон (руководитель операцией «Несокрушимая свобода в Афганистане в 2001 году»), пишет о налаженных контактах с Салехом. В дальнейшем этот отчет исчез из Интернета.
Отставка Салеха и Атмара произошла на фоне серьезных разногласий между Хамидом Карзаем и Амруллой Салехом о том, как действовать против «Талибана». Салех публично обвинил Пакистан в поддержке «Талибана» и других экстремистских группировок и сказал, что переговоры с «Талибаном» должны проводиться, но не за счет демократических структур. Тем временем, Карзай все больше возлагал надежды на свои попытки достичь секретной сделки с «Талибаном» и Пакистаном. Пакистан неоднократно призывал Карзая сместить Салеха с его должности.
В 2011 году Салех начал кампанию, чтобы предупредить, что Хамид Карзай потерял убежденность в борьбе с «Талибаном» и ищет компромисс, который может быть достигнут ценой демократии, стабильности и прав человека, особенно прав женщин. Он раскритиковал политику Карзая, назвав ее «роковой ошибкой и рецептом гражданской войны». Впоследствии, Амрулла Салех основал «Баседж-и Милли» (Национальное движение), также известное как «Зеленый тренд Афганистана», политическое движение, которое успешно утвердилось в Афганистане. В мае 2011 года масса последователей приняла участие в демонстрации против талибов в столице Кабуле. В декабре 2011 года, Салех также раскритиковал коррупцию правительства Карзая. Он предупредил, что, если афганское правительство не возьмет на себя обязательство проводить необходимые реформы и бороться с коррупцией, 2014 год – когда международные войска планируют завершить свою стратегию ухода – будет «годом проблем, а не возможностей». Салех особо подчеркнул необходимость фундаментальных реформ Независимой избирательной комиссии Афганистана.
Объясняя причину, по которой Запад не добился успеха в Афганистане, Амрулла подчеркнул отсутствие усилий по созданию антиталибского электората. Он писал: «Антиталибский округ – это не этнический альянс против юга, а скорее политический зонтик для всех афганцев, которые стремятся к плюралистическому обществу и выступают против талибанизации общества в рамках так называемого соглашения о примирении. Такой зонтик будет лучшим представителем афганцев на любых переговорах с «Талибаном», поскольку Карзай и его Высший совет мира не пользуются доверием среди афганцев, испытавших на себе деспотическое правление «Талибана».
9 июня 2013 года на 10-м ежегодном американо-исламском форуме, организованном в Дохе институтом Брукингса в партнерстве с Государством Катар, Амрулла Салех выступил на пленарном заседании под названием «Переходные периоды в Афганистане и Пакистане». Амрулла Салех предупредил: «Хотя война Америки с терроризмом, возможно, заканчивается, война между демократическими силами и экстремистскими группировками в Афганистане не закончилась из-за повсеместного присутствия убежищ террористов, продолжающихся боевых действий между Афганистаном и Пакистаном и растущего импульс мятежа талибов».
Президент Ашраф Гани назначил Салеха новым министром внутренних дел 23 декабря 2018 года, что стало серьезным потрясением в правительстве. В то же время Асадулла Халид был назначен министром обороны. СМИ утверждали, что яростные противники «Талибана» Салех и Халид могут помочь обуздать талибов как военных, так и в их продолжающихся мирных переговорах.
19 января 2019 года Салех ушел с поста министра внутренних дел, чтобы присоединиться к избирательной команде Ашрафа Гани. После переизбрания Гани Салех был назначен первым вице-президентом Афганистана.
17 августа 2021 года. «Twitter @ AmrullahSaleh2»
«…В настоящее время я нахожусь в своей стране и являюсь законным президентом, осуществляющим уход. Обращаюсь ко всем лидерам, чтобы заручиться их поддержкой и консенсусом... Я никогда не буду находиться под одним потолком с «Талибаном». Я обвиняю Пакистан в поддержке «Талибана».
В этот же день, Амрулла Салех вместе с Ахмадом Масудом (сын покойного легендарного командира движения «Талибан» Ахмада Шаха Масуда) и бывшим министром обороны Бисмиллой Ханом Мохаммади объявили в Панджшерской долине о формировании «Сил сопротивления против «Талибана».
19 августа «Твиттер» заблокировал учетные записи Салеха и его партии «Афганистан Грин Тренд», в то время как учетные записи талибов были активными и неограниченными.
6 сентября 2021 года, когда талибы взяли под полный контроль Панджшерскую долину, Салех бежал в Таджикистан. Накануне, Таджикистан, посмертно удостоил легендарного командира таджикского происхождения Ахмада Шаха Масуда и бывшего президента Афганистана Бурхануддина Раббани высшей гражданской наградой страны, что рассматривается как решительный сигнал режиму талибов в Кабуле о необходимости инклюзивного правительства.
Анализ: из переписки Салеха следует, что «…талибы получали инструкции из посольства Пакистана. Представитель «Талибана» получал инструкции каждый час. Прибытие главы пакистанской разведки ISI Фаиза Хамида в Кабул перед формированием правительства талибов в Афганистане само по себе многое объясняет. Афганистан окружен террористами. «Аль-Каида» сейчас на улицах Кабула. В «Талибане» никаких улучшений не произошло. Во время захвата они пытались связаться с заключенными, не принадлежащими к талибам, после чего последовал мятеж. …Пытался связаться с министром обороны и министром внутренних дел, но не удалось…».
Представитель талибов Забиулла Муджахид заявил, что талибы считают Пакистан своим вторым домом и не допустят никакой деятельности на афганской земле, противоречащей интересам Пакистана.
По нашим оценкам, военные действия в Афганистане могут перерасти в гражданскую войну. Нет уверенности, что «Талибан» сможет консолидировать власть и установить управление страной. Если этого не произойдет, это приведет к воссозданию «Аль-Каиды» или росту ИГИЛ или других бесчисленных террористических группировок в течение ближайших двух лет. При этом, Афганистан окажется в международной изоляции.