Сasus belli? Трагедия в иранском Кермане грозит стать новым «выстрелом в Сараево»
Копившиеся десятилетиями лавины взаимной ненависти способны смести многое, и не только на Ближнем Востоке
Крайне опасные, как представляется, для всего мира новости пришли из Ирана в среду, 3 января. На тамошнем кладбище в четвертую годовщину гибели национального героя персов, одного из самых непримиримых врагов Израиля и Соединенных Штатов, многолетнего лидера сил «Кудс» Корпуса стражей Исламской революции 62-летнего генерала Касема Сулеймани прямо в толпе последовательно произошли два мощных взрыва. По первым сведениям из Тегерана, на месте погибли 103 человека. Более 170 ранены.
Чего дальше ожидать не только Ближнему Востоку, но и остальным, даже бесконечно далеким от этого региона странам? Которым теперь, очень может быть, тоже мало не покажется?
Для начала важно отметить, что все последние месяцы на фоне непрекращающегося вооруженного конфликта между Израилем и ХАМАС предчувствие новой большой войны в регионе носится в воздухе. Как следствие — мировые лидеры не устают публично призывать враждующие стороны к сдержанности. И до сих пор это худо-бедно работало. Во всяком случае, боевые действия удавалось локализовать главным образом в пределах территории Израиля.
Но массовое убийство в Кермане может оказаться для Ближнего Востока тем самым casus belli («случаем (для) войны» в переводе с латинского), которого только и недоставало, чтобы скопившиеся за десятилетия лавины взаимной ненависти начали неотвратимо набирать ход.
Для понимания ситуации важно вспомнить: как при каких обстоятельствах погиб генерал Сулеймани.
3 января 2020 г. его по дороге из багдадского аэропорта убили американцы ударом высокоточной ракеты со своего беспилотника. Минобороны США тут же призналось в содеянном. При этом крайне цинично назвало акцию справедливой «защитной мерой», направленной «на подрыв планов Ирана атаковать американских граждан».
Между тем, кем был (да и сегодня, несомненно, является!) генерал Сулеймани для народа своей страны показали его похороны. На них 7 января 2020 г. к мечети Сахеб аль-Заман в Кермане пришло около миллиона человек. В возникшей на церемонии прощания массовой давке около 50 из них погибли.
А на следующий день, 8 января, последовал быстрый и непривычно решительный ответ Соединенным Штатам со стороны уже иранской армии. Самими персами их боевая операция была названа красноречивей некуда: «Мученик Сулеймани».
Заключался ответ в том, что по двум американским военным авиабазам (Айн-аль-Асад и Эрбиль) на территории соседнего Ирака по сведениям агентства Bloomberg было залпом выпущено сразу 15 баллистических ракет типов Fateh-110 (дальность стрельбы до 300 км) и Qiam (дальность — до 800 км). Все оснащены разделяющимися боеголовками и системами подавления активных помех со стороны противника.
Правда, в назначенные цели из полутора десятка Fateh-110 и Qiam, по утверждениям Пентагона, угодили «только» 11. Но и этого с лихвой хватило, чтобы продемонстрировать всем желающим фактическое бессилие военных США в регионе перед набирающим боевую мощь Ираном. Получившие своевременное оповещение о массированной ракетной атаке янки попрятались в заранее приготовленных укрытиях. Лишь это уберегло от массовых потерь.
Издание Wall Street Journal с очевидной удрученностью прокомментировало наметившиеся перемены в балансе сил. Атаку на военные базы США в Ираке она назвала «необычной». И добавила: «В этот раз они (власти Ирана — „СП“) кажутся более дерзкими и готовыми нести ответственность за свои действия».Как и следовало ожидать, изумленный Вашингтон ровно никак не ответил на ту операцию персов. Более того — фактически стыдливо утерся. А торжествующий глава МИД Ирана Джавад Зариф удовлетворенно назвал удары по американским объектам «пропорциональным» ответом на «трусливые атаки против наших граждан и высокопоставленных политических деятелей». А еще — что на этом Иран полагает завершенной свою «законную» месть за убийство генерала Сулеймани. Потому что не желает эскалации конфликта.
Именно эта на удивление сдержанная реакция Тегерана четыре года назад, видимо, и не позволила разразиться большой войне на Ближнем Востоке. Изменились ли военно-политические позиции персов и американцев сегодня?
И те, и другие до сих пор старались в открытую особо не ввязываться в продолжающуюся с 7 октября 2023 г. ожесточенную схватку ХАМАС и израильских военных. Удастся ли избежать этого теперь, после неизвестно чьей (хотя догадаться несложно!) злодейской диверсии в Кермане? Пока кажется предрешенным одно: Иран, как и четыре года назад, вряд ли сможет не среагировать на случившееся.
Мало того. Складывается впечатление, что администрация Джо Байдена отчаянно страшится ответных военных ходов персов. И просто умоляет Израиль не делать резких шагов в уже бушующем конфликте с палестинцами. Но закусившее удила руководство еврейского государства тоже с недавних пор не особенно прислушивается к Вашингтону.
Доказательством тому, видимо, можно считать только что «внезапно отложенный» визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Израиль. В минувший вторник об этом сообщила газета Times of Israel со ссылкой на официальные источники. Издание написало: «По словам чиновника, Блинкен должен был прибыть в Израиль ближе к концу недели. Но теперь прибудет в начале следующей недели».
С чего бы это? У госсекретаря появились дела поважнее, чем непрекращающаяся кровопролитная война между евреями и палестинцами, за которой с беспокойством следит весь мир? И которая при определенных обстоятельствах в состоянии дестабилизировать не только мировой рынок нефти?
Резонно, на мой взгляд, предположить, что Тель-Авив заранее проинформировал Блинкена о некоторых дерзких планах своей разведки. Предположим, о намерениях взорвать массовую поминальную процессию в Кермане. И тем очередной раз бесстрашно и отчаянно «подергать за бороду» режим аятолл.
Или о тогда еще только запланированном, а нынче уже состоявшемся вечером 2 января авиационном ударе по важнейшему объекту ХАМАС в Ливане. Объявлено, что результате этого нападения убиты заместитель главы Политбюро движения ХАМАС шейх Салех аль-Арури и ряд его соратников. А министр обороны Ирана бригадный генерал Мохаммад Реза Аштияни по горячим следам заявил, что убийство высокопоставленного представителя ХАМАС еще «приведет в замешательство США». «Штаты грубо нарушили региональный баланс. И последствия этого убийства обязательно обрушатся на них», — недвусмысленно предупредил он Вашингтон.
Не похоже, что все это сказано ради красного словца. Потому что и самому Тегерану внутри собственной страны тоже опасно проявить хоть малейшую нерешительность в борьбе с врагами. Ведь после трагедии в Кермане у миллионов возмущенных персов на боевых знаменах снова начертано имя генерала Сулеймани. А они снова требуют немедленной мести американцам и израильтянам.
Стоит руководству Ирана задержаться с этой показательной местью, как промедлением может воспользоваться в своих интересах оппозиция. Которая и без того уже больше года пытается не без успеха организовать в некоторых городах и провинциях массовые акции гражданского неповиновения законной власти в Тегеране. Но ведь ничто так не сплачивает нацию, как вид внешнего врага, верно? Поэтому аятоллам отступать в общем-то некуда.
Но это — так сказать, по одну сторону на глазах формирующегося фронта. В самих США тоже полно желающих погромче врезать в боевые барабаны. Среди первых — одиозный сенатор-республиканец от штата Южная Каролина Линдси Грэм.
Перед самым Новым годом, 29 декабря, он разразился такой речью в эфире телеканалу Fox News: «Я призываю уже шесть месяцев… нанесите удар по Ирану. У них есть нефтяные месторождения, а штаб-квартиру их революционной гвардии видно из космоса. Сотрите его с карты… Если вы действительно хотите защитить американских солдат, дайте понять аятолле, что, если они будут совершать опосредованные атаки, мы их достанем».
Итак, по обеим сторонам необъятного и остро пахнущего нефтью поля грядущей и решающей для Ближнего Востока (это как минимум!) битвы уже спешно выстраиваются войска и заряжаются пушки? Но не окажутся ли впоследствии террористические взрывы у мечети в Кермане тем же самым, чем стал в истории известный выстрел в Сараево в наследника австро-венгерской империи эрцгерцога Франца Фердинанда? То есть — спусковым крючком для событий куда более масштабных и кровавых?
А в это время
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования руководству Ирана в связи с трагическими последствиями теракта у кладбища в городе Керман, где похоронен генерал Касем Сулеймани, сообщили в пресс-службе Кремля. «Убийство мирных людей, посещавших кладбище, потрясает своей жестокостью и цинизмом», — говорится в телеграмме российского лидера президенту Ирана Ибрахиму Раиси и Верховному лидеру исламской республики аятолле Али Хаменеи.