МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Афганистан без Наджибуллы
17.08.2017 · Средняя Азия

  Без Наджибуллы

Опубликовано: 27.09.2006 22:38 Печать

Автор: НЕССАР Омар

 

 

27 сентября ОЧЕРЕДНАЯ ДАТА того дня, когда отряды движения «Талибан», захватив власть в Кабуле, казнили бывшего Президента страны Наджибуллу. Он вместе со своим братом Шахпуром Ахмадзаем, бывшим руководителем службы безопасности Президента, был повешен в 1996 году в центре Кабула. Талибы захватили своих жертв в миссии ООН, нарушив ее дипломатическую неприкосновенность.

После вывода советских войск в 1989 году, Наджибулла оставался у власти ещё в течение трёх лет. В декабре 1990 года Наджибулла предложил лидерам моджахедов свой план мирного урегулирования и участие в переходном правительстве. Положение правительства в Кабуле стало ухудшаться по мере нарастания политического кризиса в Советском Союзе, который в 1991 году прекратил поставки кабульскому правительству военного снаряжения, горючего и продовольствия.

В апреле 1992 года режим Наджибуллы пал. По некоторым данным, он был свергнут офицерами, близкими к бывшему лидеру страны Бабраку Кармалю в союзе с бывшим командующим правительственной Северной армией генералом Адбул-Рашидом Дустумом и лидером моджахедов Ахмад Шахом Масудом. Последние годы жизни Наджибуллы с 1992 по 1996 вызывают и по сей день множество вопросов. Как известно, Наджибулла, после взятия Кабула моджахедами в 1992 году, жил в здании представительства ОНН в Кабуле, где и пробыл четыре года. Представители правительства Раббани неоднократно заявляли о том, что перед «отходом» на север к Наджибулле направлялись посланники, будто бы даже лично министр госбезопасности маршал Мухаммад Фахим, но бывший Президент отказался покинуть здание ООН. Однако в мае этого года бывший советник Наджибуллы Исхак Тохи, который находился в представительстве ООН вместе с Нажибуллой все эти четыре года, сделал сенсационное заявление – он возложил ответственность за гибель экс-Президента лично на Бурхануддина Раббани и Ахмад Шаха Масуда, которые, по его словам, не сделали ничего, чтобы спасти Наджибуллу.

Так описывает эти события В.Пластун, долгое время проработавший в Афганистане и часто встречавшийся с Наджибуллой и его противниками:

«Захват талибами Кабула произошел внезапно. В считанные часы силы А.Ш. Масуда и Г.Хекматьяра, а также хазарейские отряды ПИЕА, обвиняя друг друга в предательстве, побросав боевую технику и военные склады, оставили город. А.Ш. Масуд предлагал Наджибулле покинуть столицу вместе с его частями, который, впрочем, и сам вполне мог затеряться в толпах беженцев, поскольку и персонал миссии ООН отнюдь не стремился к его задержанию в ее стенах. Однако бывший президент предпочел оставаться в стране до конца. Ему было памятно, что среди населения была с легким осуждением встречена его попытка покинуть Афганистан в апреле 1992 г. Очевидно, Наджибулла рассчитывал и на то, что талибы не посмеют нарушить режим экстерриториальности представительства ООН.

С одобрения Наджибуллы его убежище покинули все эти годы находившиеся вместе с ним И.Тухи и Джафсар. Им удалось добраться до Индии, где они присоединились к ранее выехавшей туда семье Наджибуллы. Вместе с ним остался лишь бывший начальник управления охраны МГБ, его брат генерал Ахмадзай.

Все последующие события были предельно внимательно отслежены остававшимися в городе подпольными структурами А.Ш. Масуда, а также его доверенными лицами в среде самих талибов. Узнав, что бывший президент остался в столице, пакистанские спецслужбы отреагировали незамедлительно. В Исламабаде поняли, что у них появился уникальный шанс раз и навсегда снять все вопросы об афгано-пакистанской границе. План был прост и не вызывал у его авторов каких-либо сомнений. Для Пакистана соблазн был слишком велик, чтобы обращать внимание на какие-либо международно-признанные нормы.

Группа вооруженных талибов ворвалась в миссию ООН, попутно устроив там погром, арестовав и избив ее сотрудников из числа афганских граждан. Наджибулла и его брат Ахмадзай были захвачены и переведены на одну из конспиративных квартир пакистанской разведки, которая действовала при афганских спецслужбах с 1992 г.

В Кабул были стянуты многочисленные кадровые офицеры пакистанских спецслужб, а также группа перешедших на сторону талибов бывших «халькистов» во главе с уже упоминавшимся Ш.Н. Танаем, которая занималась выявлением, задержанием и казнями активных участников подавления попытки переворота, а также видных сторонников Наджибуллы, остававшихся в столице.

В Кабуле появился известный в международных кругах, связанных с афганской политикой, генерал Аслам Бек. В свое время он возглавлял Главный штаб сухопутных войск, затем занимал руководящие должности в пакистанской военной разведке, выполняя наиболее деликатные поручения еще со времен Зия-уль-Хака. Его сопровождал брат, также кадровый разведчик, и группа офицеров. Они имели сфабрикованный в недрах пакистанских спецслужб документ, отпечатанный на захваченном в президентском дворце бланке канцелярии Наджибуллы. Его текст, датированный периодом пребывания Наджибуллы у власти, представлял собой договор об официальном признании президентом и правительством Афганистана «линии Дюранда» в качестве официальной и постоянной границы между этой страной и Пакистаном.

Это и было главной целью группы пакистанских военных — любой ценой заставить Наджибуллу сделать то, что никогда не сделал бы ни один пуштун — подписать этот «договор».

Наджибуллу предавали много раз. Но в самый страшный свой час он нашел силы не предать ни Афганистан, ни свой народ, ни себя. Благодаря недюжинной силе, из-за которой за ним еще с юности закрепилась кличка «Бык», он сумел разметать охрану, отнять у одного из офицеров пистолет и убить (либо тяжело ранить) брата Аслам Бека. Последующее было кошмаром. Наджибулла перенес страшные пытки, но сломлен не был. Жуткая казнь, потрясшая даже его врагов, возмутившая всех афганцев, по какую бы сторону баррикад они ни были, подвела черту под его жизнью, под дьявольским планом Исламабада и, по большому счету, под политическим курсом Пакистана к северу от «линии Дюранда».

Эта казнь лишила талибов надежд на скорую победу. Каждый из лидеров антиталибской коалиции увидел свой наиболее вероятный конец. Это было более предметно, чем любые разговоры с зарубежными эмиссарами, посещавшими города Мазар-и-Шариф, Талукан, Бамиан.

Трагедия для Афганистана состоит в том, что эта казнь лишала страну последней надежды на демократический вектор развития, консолидацию, выход из войны. Лишила она и Запад «козырного туза» в своей колоде. Что касается России, здесь, похоже, никто и не задумался о том, чего лишилась наша политика не только в Центральной Азии, но и на юге СНГ в целом».

Наджибулла родился 6 августа 1947 года в Гардезе (афганская провинция Пактия) в семье государственного служащего. В 1965 году поступил в Кабульский медицинский институт, в том же году вступил в Народно-демократическую партию Афганистана (НДПА). При расколе НДПА в 1967 году Наджибулла примкнул к фракции «Парчам». В 1977 году стал членом Центрального комитета (ЦК) НДПА.

 

 

The Hanging of Dr. Najibullah by the Taliban

Warning: Gruesome Photos, Viewer Discretion Advised

 

 

 

Фото: farsi.ru

Комментарии 0