В МВД России заявили о массовой переброске боевиков ИГ в Таджикистан
«Боевики ИГИЛ в массовом порядке неизвестными вертолётами с территории Пакистана перебрасываются сегодня на границу Таджикистана. Там планируются, видимо, масштабные провокации в перспективе с выдавливанием большого количества беженцев (и со всеми последствиями) в сторону России», — заявил он во время итоговой коллегии МВД по Татарстану.
По словам Зубова, особого внимания требуют приезжие из Таджикистана и Узбекистана.
«Мы видим, что у нас идёт приток мигрантов из определённых стран. Несмотря на то что они, судя по показателям, стали вести себя более законопослушно, тем не менее та идеология, которую они сюда завозят, те их устремления — они изначально требуют нашего повышенного внимания», — цитирует замминистра РИА Новости.
В сентябре 2018 года спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов рассказал, что террористы ведут подготовку к дестабилизации внутренней политической обстановки в Центральной Азии.
Он также подчёркивал, что боевики ИГ концентрируются на севере Афганистана в провинциях, граничащих с Таджикистаном и Туркменистаном.
29.01.2019 20:14:00
Террористы могут проникнуть в Россию без виз
Исламисты обустраиваются в Средней Азии для рывка на север
Фото Zabihullah Ghazi/Anadolu Agency/Getty Images
Из заявления замминистра внутренних дел Игоря Зубова, сделанного в ходе коллегии МВД в Казани, следует, что ведомство обеспокоено концентрацией террористов в северо-восточных районах Афганистана вблизи таджикской границы, так как это грозит их проникновением в Таджикистан и далее через республики Центральной Азии в Россию. Собственно, из Таджикистана переезд джихадистов в РФ также не представляет особой трудности. С той разницей, что граждане Кыргызстана и Казахстана имеют право пересекать российскую границу, имея при себе внутренний паспорт, а гражданам Таджикистана (и Узбекистана) для этого необходим заграничный паспорт. Визовый режим с центральноазиатскими республиками в РФ отсутствует.
Возможность для инфильтрации террористов через бывшие советские республики Средней Азии, по сути, не ограничена. Начиная с того, что границы между Кыргызстаном и Казахстаном и Казахстаном и Россией практически не охраняются. Эфемерной преградой для несанкционированного проникновения в страну являются пограничные контрольно-пропускные пункты и таможенные посты. Конечно же, если лицо негроидной расы предъявит российскому пограничнику узбекский и таджикский паспорт, то последний скорее всего на это как-то отреагирует. Но проблема состоит в том, что членами исламистских группировок оказываются граждане стран Средней Азии, входящих в состав СНГ. Известно, что границы между Таджикистаном и Узбекистаном, а также между Кыргызстаном и Узбекистаном охраняются, но поскольку пограничные зоны во всех перечисленных случаях находятся в горных массивах, надежно закрыть их практически нет возможности. Кстати киргизско-таджикскская граница тоже охраняется, но не очень строго. Другое дело – таджикско-афганский фронтир: здесь к охране подход серьезный, но все равно контрабандисты находят лазейки и умудряются провозить на территорию Таджикистана канабиоиды, опиаты и другие грузы.
Из республик Средней Азии в Россию можно попасть по суше автомобильным или железнодорожным транспортом, по воздуху (действует отлаженное еще в советские времена прямое воздушное сообщение) и по морю (естественно – Каспийскому). В пределах Центральноазиатского региона и на территории России террористы получают поддержку от существующих здесь исламистских организаций. Наиболее радикальные из них – это «Исламское движение Узбекистана» и «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Хизб ут-Тахрир» оперирует в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане). Кроме того, в регионе функционируют ячейки Партии исламского возрождения Таджикистана, Исламского движения Восточного Туркестана, Общества социальных реформ, «Даава Исламийя» – радикальное крыло OCP. Комитет мусульман Азии функционирует при поддержке «Лаббан Фаундэйшн», Центр исламского развития действует в г. Ош (Киргизия), «Акромиды» – религиозное исламское течение Узбекистана, действует в Ферганской долине, «Адолат уюшмаси» – религиозно-экстремистская организация из г. Наманган (Узбекистан), «Ислом лашкарлари» – действует в Узбекистане, «Товба» – имеет сторонников и активистов в Киргизии и Узбекистане. Все вышеперечисленные организации имеют связь с такими крупными международными террористическими формированиями, как «Исламское государство», «Аль-Каида», «Братья мусульмане (все перечисленные организации запрещены в России)».
Остановить злоумышленников, желающих проникнуть на территорию РФ, очень сложно. По статистическим данным МВД, только с января по сентябрь 2018 года в Россию прибыли на работу и официально зарегистрировались 1,745 млн граждан Таджикистана и 1,573 млн граждан Узбекистана. Всего случаев постановки на миграционный учет за январь – ноябрь 2018 года зафиксировано 16 488 916, за тот же период 2017 года – 14 590 229.
О масштабе таких угроз рассказали и аналитические структуры Ирана. На днях иранское агентство Fars News процитировало главу Центра стратегических исследований армии бригадного генерала Ахмада Резу Пурдастана, который сообщил, что «около 7 тыс. террористов ИГ размещено на афганских территориях». А оружие, по данным иранского генерала, боевики получают от США на деньги Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. «Американцы сохраняют отряды ИГ, чтобы использовать их в качестве рычага давления на Иран, Россию и Китай», – сказал военный аналитик, добавив, что «иранской в разведке известно местонахождение» этих отрядов.
Интернет-портал free-news. su, ссылаясь на иранские источники, рассказал о секретной операции спецназа США, который две недели назад атаковал в Афганистане в провинции Бадгиз тюрьму «Талибана» (террористическая организация, запрещена в РФ) и освободил из плена около 40 главарей отрядов ИГ. Как утверждает издание, «целью операции спецназа Пентагона было освобождение своих информаторов в руководстве ИГ». Сообщается, что одним из тех, кто помог американцам провести операцию по взятию талибской тюрьмы, был гражданин Узбекистана полевой командир ИГ Аминулла, действующий в северных провинциях Афганистана. Пока не ясно, когда и как боевики ИГ будут прорываться в бывшие советские республики Центральной Азии. Но этим озабочены не только власти Таджикистана, но и руководство Туркмении и Узбекистана, а также командование ОДКБ.