Почему англосаксам и левакам удалось 50 лет назад победить легендарного Шарля де Голля
Ереван: Дело за печеньками и снайперами
Кто и зачем готовит Армении судьбу Украины
В Ереване вторую неделю продолжаются массовые уличные акции, которые сами протестующие уже окрестили «бархатной революцией», попросив при этом не путать с революциями «цветными». Оппозиция требует отставки премьер-министра Сержа Саргсяна, обвиняя его в незаконном избрании на эту должность, а также в неэффективном управлении страной и ухудшении экономической ситуации.
Попытки наладить между сторонами гражданского конфликта диалог на данный момент фактически провалились.
Воскресные переговоры Сержа Саргсяна с лидером «несогласных», депутатом парламента Николом Пашиняном оказались малопродуктивными и продлились на повышенных тонах минуты три. После чего оппонент премьера пообещал продолжить уличные акции неповиновения с новой силой и размахом.
Продолжение оказалось пока не в его пользу. Во время шествия митингующих в ереванском районе Эребуни армянские силовики задержали Пашиняна и двух его соратников по протестам — депутатов Мирзояна и Микаеляна. Что сами полицейские, впрочем, назвали не задержанием, а «принудительным удалением» с места проведения незаконного собрания.
Наберет ли это «собрание несогласных» ту самую силу и размах, которые устроят оппозицию, сказать пока сложно…
Однако развитие событий в Ереване вызывает стойкое ощущение дежавю, поскольку четыре с половиной года назад мы что-то похожее уже наблюдали в Киеве.
Нельзя не заметить, что и в армянской столице все развивается по тем же самым «лекалам» и под теми же благородными лозунгами «За справедливость!», «Власть народу!» и «Нет коррупции!». Пианино, кстати, тоже уже появилось на площади в центре Еревана, как это было на киевском Майдане — только, естественно, в желто-блакитные цвета его никто перекрашивать не стал.
Есть у митингующих и своя «девочка Бана» — шестилетняя Люсине Буртоян, которая очень любит задавать полицейским в оцеплении далеко не детский вопрос: «Почему ты с ними, почему ты не со своим народом?».
Дело, в общем-то, за печеньками, снайперами и первой кровью…
Но разделит ли Армения судьбу Украины?
— На самом деле, большой разницы между «бархатными революциями» и так называемыми «цветными революциями» нет, — комментирует ситуацию замдиректора Института истории и политики МПГУ, политолог Владимир Шаповалов. — И там, и там технологии достаточно схожие. И если представители оппозиции просят не отождествлять себя со сторонниками «цветных революций», это никого не должно вводить в заблуждение.
В Армении налицо те же самые технологии, которые применялись на Украине, начиная с «оранжевой революции», а еще раньше в Грузии. В принципе, ничего не меняется. Более того, в самой Армении уже был несколько лет назад, так называемый, «Электрик Майдан».
«СП»: — Тогда, если не ошибаюсь, недовольство вызвало решение властей Армении повысить для населения цены за электричество?
— Именно так. Это были достаточно масштабные протесты против действующей власти. Фактически, мы можем констатировать, что в Армении сейчас масштабный политический кризис, который развивается по стандартному сценарию «цветной революции», и может привести к государственному перевороту.
В целом ситуация в стране на протяжении последних лет не является стабильной. Существуют достаточно серьезные политические силы, которые оппонируют нынешней власти. И эти политические силы ориентируются на Запад. Армения в этом смысле находится в такой же зоне столкновений интересов Запада и России, как и Украина.
Неслучайно ведь в Армении возникла та же самая проблема, что и на Украине — т.е. проблема, связанная с подписанием (или не подписанием) соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
«СП»: — Какой интерес Армения представляет для Запада?
— Армения представляет очень серьезный интерес. Прежде всего, я имею в виду большие группы интересов, связанные с армянскими диаспорами. Те политические силы, которые ориентируются на Запад, активно поддерживают связи с представителями диаспор во Франции и Соединенных Штатах.
Через эти диаспоры осуществляются обмены и контакты с политическими элитами США и Франции. И, собственно, именно здесь происходят те самые коммуникации, которые приводят, в конце концов, к активизации оппонентов власти в Армении.
Второе. Армения, конечно, интересна Западу и как военный, политический союзник России.
«СП»: — Армения ведь член ОДКБ…
— Член ОДКБ. И еще член Евразийского экономического союза.
Оторвать от России такого союзника и превратить Армению в плацдарм для Запада на Кавказе дорогого стоит. Поэтому для наших противников это очень серьезная и важная задача.
С другой стороны, есть еще Турция, которая в настоящий момент нелояльна Западу, нелояльна США. Ну, и Иран, Ирак — это тоже совсем близко.
При этом нужно учитывать еще один немаловажный фактор. В настоящий момент Ереван в достаточно хороших отношениях с Тегераном, потому смена власти в Армении, это еще в определенной степени и давление на Иран. То есть, здесь преследуются разные цели.
При том, что ситуация в стране, действительно, непростая. Фактически со времен армяно-азербайджанской карабахской войны Армения находится, по сути, в состоянии полуизоляции. Что не может не сказываться негативным образом на социально-экономическом положении ее граждан.
И, естественно, одной из составляющих оппозиционной повестки всегда была антикоррупционная составляющая. Тут тоже нужно признать, что есть повод у населения предъявлять претензии власти.
Тем не менее, хочу подчеркнуть, что все-таки эти составляющие — т.е. проблемы в социально-экономической сфера, проблемы с коррупцией, — они являются лишь поводом для того, чтобы активизировать те настроения, которые могут привести не просто к смене власти в Армении, но к смене ее геополитической ориентации.
«СП»: — Понятно, что за всеми этими событиями стоит Вашингтон. Но ведь власти Армении сами дали США неограниченные возможности на своей территории. Получается, и виноваты сами в том, что у них происходит сейчас?
— По сути, да. Здесь можно провести прямую аналогию с Януковичем, который постоянно шел на уступки Западу и фактически сам подготавливал почву для своего свержения.
В Армении мы видим ту же самую ситуацию. И вообще, подобное поведение, в принципе, характерно для постсоветских элит. Даже если речь идет о странах, которые позиционируют себя в качестве союзников России, как Армения, они все равно пытаются лавировать между Западом и Россией.
«СП»: — У них это называется «многовекторность»…
— Интересный термин. Но сути он не меняет: наши союзники пытаются лавировать между Западом и Россией, даже Лукашенко, которого называют «последним диктатором Европы».
И каждый пытается извлечь пользу из такой «многовекторности» для себя.
В значительно большей степени, чем Белоруссии, это касается Армении. Как я уже сказал, там сильны позиции политических сил, которые опираются на диаспоры. Эти политические силы традиционно связаны с западными элитами. Это Соединенные Штаты, прежде всего. И это, конечно, Франция, которая традиционно рассматривает Армению в качестве своей сферы влияния.
«СП»: — Если госпереворот все же случится в Армении, как мы должны вести себя в такой ситуации? У нас там военная база в Гюмри находится…
— Здесь все-таки ситуация отличная от Украины. Я бы ее сравнил, может быть, в большей степени с Киргизией.
Народ Армении всегда относился с большим пиететом к России. И в Армении нет ни одной политической силы, которая бы заявляла о том, что она не будет поддерживать дружественную в отношении России политику. В силу того, что армяне помнят, какую роль Москва играла в оказании помощи их стране и после землетрясения, и в последующем карабахском конфликте. И в более ранних событиях, связанных с геноцидом армян в 1915 году… И еще в более ранних 18-м и 19 веках…
Здесь таких настроений, которые, к сожалению, победили на Украине, скорей всего, не будет. В силу того, что Россия всегда воспринималась и воспринимается в качестве друга.
Тем не менее, хочу подчеркнуть, что ситуативно, на определённой стадии, антирусские и антироссийские настроения могут возобладать.
Ведь лидеры «электрических протестов» тоже заявляли, что «мы не против России». Но на самом деле это все-таки подспудно был антироссийский протест, экономически шел против интересов нашей страны.
Поэтому я думаю, что в длительной перспективе Армения, конечно же, будет с Россией, так же как, к примеру, Киргизия. Но на определённой стадии антироссийские настроения могут на какое-то время возобладать.
Что касается позиции Кремля. Россия всегда учитывала интересы народа той страны, с которой мы поддерживаем отношения. В отличие от США, которые строят свою политику на разжигании сепаратистских настроений, на инициировании раскола элит и свержении действующей власти, Россия всегда имеет дело с легитимной властью. Властью, которая избрана народом и которая является представителем данного народа — пример Сирии очень яркий в этом смысле.
Поэтому если в Армении народ изменит свою ориентацию на союзные отношения с нашей страной (чего не хотелось бы, но, в принципе, это возможно), то, конечно, Россия уйдет из Армении, как бы нам ни прискорбно было это констатировать.
Но с моей точки зрения, Армения все-таки останется союзником России. Это в интересах и армянского народа, и российского. В той ситуации, в какой находится Армения, никакой американский или французский «друг» им не помощник.