Американские спецслужбы пытаются вербовать российских журналистов, заявила на брифинге официальный представитель МИД Мария Захарова.
«Помимо законодательного давления власти этой страны (США) активно практикуют менее формальные, но, по их мнению, видимо, более действенные методы. В последнее время представители российских средств массовой информации, в том числе в США, стали подвергаться жесткому давлению со стороны спецслужб, а именно — попыткам вербовки».
Захарова уточнила, что речь идет о так называемых подходах к журналистам как государственных, так и негосударственных российским СМИ. Попытки вербовки она назвала «многочисленными и многоступенчатыми».
В качестве примера Захарова привела случай — сначала сотруднику СМИ предлагали сотрудничество, потом пытались подкупить, а получив отказ, перешли к психологическому давлению и угрозам.
При этом представитель МИД не назвала ни имен, ни названий СМИ.
По ее словам, сотрудники американских спецслужб «вторгались в личное пространство, в том числе в нерабочее время, делали аналогичные подходы к членам семьи, к тем самым людям, которые в принципе не имеют отношения к журналистской деятельности».
«Вновь ставим вопрос в данном случае не только перед американскими коллегами, но и перед всем международным сообществом о беспрецедентном давлении на российские средства массовой информации со стороны Соединенных Штатов Америки», — заявила она, добавив, что речь идет в том числе и о требовании к RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
При этом представитель МИД отметила, что, если задать вопрос о попытках вербовки журналистов в Госдепартаменте, «они скажут, что им об этих случаях неизвестно».
«Страшно представить, в какой ситуации находятся сами американские СМИ, на которые, как мы теперь понимаем, можно найти любую управу со стороны спецслужб», — отметила она, выразив надежду, что представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ «обратит внимание на эту недопустимую ситуацию и сделает соответствующие выводы».
Россию могут заставить оправдываться не только за допинг, но и за кровь
— Вообще вербовка иностранных граждан — это обычная практика работы любой разведки, — отмечает главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.
— Естественно, вербовать стараются тех, кто по роду деятельности либо из-за родственных связей может представлять интерес для иностранной спецслужбы. Интерес может быть весьма многообразным, так что и объекты вербовки могут быть весьма различными. В данном случае речь идет о журналистах, как можно понять, работающих за рубежом. Они в силу специфики их работы могу иметь доступ к дипломатической информации, иметь контакты с какими-то людьми, которые могут интересовать спецслужбы. Это в самом общем плане — конкретика может быть весьма разнообразной, вплоть до вербовки для того, чтобы использовать в качестве объекта для провокации.
«СП»: — Захарова назвала эти попытки «многочисленными и многоступенчатыми». Каков, по-вашему, может быть масштаб этого явления?
— Думаю, масштаб лимитирован только бюджетом соответствующей организации. В принципе, вербовочная активность является одним из показателей, по которым оценивается эффективность как отдельного сотрудника, так и всей структуры. Все хотят выслужиться, есть и меркантильный интерес — как везде, скажем, на стройке или в гостиничном бизнесе, везде приписки, показная активность. Но и реальная работа тоже случается, я полагаю.
«СП»: — Журналисты каких именно СМИ могли заинтересовать спецслужбы США?
— Судя по словам Захаровой, и по тому, какой информацией такого рода она может располагать по роду своей деятельности, речь идет о журналистах, аккредитованных в США на постоянной основе, живущих там постоянно и с семьями. Это небольшой пул прессы, легко понять, о ком идет речь. Наши в Америке держатся немного вместе, не только журналисты, но и дипломатические работники, технические работники посольства, в том числе и сотрудники наших спецслужб, работающие «под крышей». Обычно они известны «вероятному противнику», но иметь осведомителя в этой среде имеет смысл — но это проблема далеко не сегодняшнего дня. Вспомните симметричные высылки российских дипломатов после шпионских скандалов — высылают же не кого попало, а тех, кто у них числится в возможных агентах. По большому счету любая «дипломатическая колония» — это всегда своего рода группа риска. Неслучайно же в анкетах всегда отмечается работа за границей. Допустим, приехал не особо заметный журналист из длительной загранкомандировки, и вдруг неожиданно стал пресс-секретарем в МИДе или внешней разведке — ценнейший кадр для любой спецслужбы… А с другой стороны, какое поле для повальной шпиономании! Ездил на отдых в Испанию или Грецию? Ну, ясно, шпион трех разведок.