На днях было официально объявлено, что гражданка Турции Эйлем Аташ (Eylem Ataş) пала смертью храбрых в боях за освобождение от ИГИЛ* города Манбиджа (северная Сирия). Тот, кто знает Турцию изнутри, а не из окна туристского автобуса, по фотографии поймет, что это именно турчанка, а не представительница курдов.
Эйлем Аташ погибла, сражаясь в рядах Объединенных сил освобождения (Birleşik Özgürlük Güçleri - BÖG), одного из двух чисто турецких вооружённых формирований, сражающихся в рядах курдов на севере Сирии.
Согласно заявлению, сделанному от имени BÖG в Твиттере, она воевала в батальоне имени мученика Махир Арпачая. 27 июня была на передовой во время наступления на северную окраину города и погибла от огня противника:
«Товарищ Эйлем была на передовой в революционной борьбе ещё со времени её учёбы в лицее. Она присоединилась к Силам освобождения, отвечая на призыв партии поддержать революцию в сирийском Курдистане и усилить вооружённую революционную борьбу в Турции. Сразу же после завершения своей учёбы, она поехала воевать в Сирию. Участвовала в боях по освобождению от ИГИЛ Тишринской плотины в феврале 2016 г. Затем воевала в составе „Интернационального батальона освобождения" в регионе Силюк. В последнее время была в составе батальона Махир Арпачай. (…) Мы обещаем павшим в борьбе, что сокрушим фашистов AKP-ИГИЛ!»
(AKP — правящая в Турции Партия справедливости и развития (тур. Adalet ve Kalkınma Partisi) и именно её приравнивают к ИГИЛ — авт.)
Новые теракты в стране неизбежны
Объединенные силы освобождения, в которых воевала и погибла Эйлем Аташ, включают в себя ряд небольших чисто турецких организаций, не слишком известных даже в Турции:
— Революционную партию коммунаров (тюрк: Devrimci Komünarlar Partisi — DKP), социалистической ориентации;
— Революционный корпус марксистско-ленинской вооружённой пропаганды (тюрк: Marksist Leninist Silahlı Propaganda Birliği-Devrim Cephesi — MLSPB-DC) коммунистической ориентации;
— Революционную партию Турции (тюрк: Türkiye Devrim Partisi — TDP) социалистической ориентации;
— Социальное восстание (тюрк: Sosyal İsyan — Sİ), группу анархистской ориентации;
— Революционную организацию освобождения пролетариата (тюрк: Proleteryanın Devrimci Kurtuluş Örgütü - PDKÖ), коммунистической ориентации.
А вот «Интернациональный батальон освобождения» (тюрк: Enternasyonalist Özgürlük Taburu), в составе которого Эйлем Аташ тоже успела повоевать, это боевое подразделение куда более серьёзное — в его составе участвуют, среди прочих, такие мощные турецкие подпольные силы, как Турецкая коммунистическая партия/марксистско-ленинская (тюрк: Türkiye Komünist Partisi/Marksist-Leninist — TKP/ML), маоистского толка, с военным крылом TIKKO, и Марксистко-ленинская коммунистическая партия (тюрк: Marksist-Leninist Komünist Partisi — MLKP), с албанскими корнями эпохи Энвера Ходжи. В составе батальона воюет множество добровольцев из стран Запада, особенно из Испании и Греции.
Даже простое перечисление фактов, организаций, а также непривычной для нас терминологии, даёт отчётливое понимание, что проблемы Турции и лично Эрдогана отнюдь не ограничиваются конфликтом с курдами или российскими санкциями на помидоры.
Участие девушек в терроре в историческом контексте не представляет собой ничего нового. Вспомним Веру Засулич, Софью Перовскую и Ульрику Майнхоф — основательницу немецкой террористической организации RAF.
Традиции интернационализма и участия европейских девушек в вооружённой борьбе за пределами своих стран также имеют давние корни. Гватемала, Сальвадор, другие страны Латинской Америки… Кто-то вернулся, кто-то погиб в бою или под пытками в застенках, кто-то покончил с собой при аресте, чтобы не попасть живой в руки палачей. Имена погибших сегодня святы для европейских левых.
Само собой разумеется, что известные имена — только верхушка айсберга. Многие избегают разглашения своего былого участия в вооружённой борьбе из безопасности, а те, кто погиб, зачастую никому из родственников и друзей в своё время даже не объявляли, куда они уезжали.
Но некоторые имена широко известны. Так, Таня Неймейер (нидерл: Tanja Nijmeijer) из Нидерландов находится в колумбийских джунглях в рядах FARC с 2002 года.
Особенно хорошо на Западе известна история швейцарской интернационалистки Барбары Анны Кистлер (нем. Barbara Anna Kistler), 1955 г. р. Она начала с гуманитарной поддержки турецких революционеров после военного путча 1980 года. В 1991 г. была осуждена в Турции к 3 годам и 9 месяцам тюремного заключения, но спустя несколько месяцев была депортирована на родину. Через месяц, осенью 1991 года, инкогнито вернулась в Турцию для вооружённой борьбы и там начала воевать в рядах TIKKO — военного крыла подпольной партии TKP/ML. Кстати, именно эта партия сегодня особенно активна в сирийском Курдистане, тесно сотрудничает с курдами. В феврале 1993 г. во время одной из партизанских операций в Тунджели Кистлер была убита в ходе столкновения с турецкой армией. После своей гибели она стала символом интернационализма для турецких и европейских левых.
Но если для европейских девушек участие в вооружённой борьбе — это их политический выбор, то в слаборазвитых странах на него накладывается фактор женского неравноправия. Так, в 2015 году в Турции, где уголовная преступность, кстати, очень низкая, были убиты 413 женщин. Избиения жён мужьями там в порядке вещей, полиция даже жалобы не желает рассматривать.
Куда бежать девушке, когда её родители сознательно не давали ей учиться в школе с целью продать подороже богатой старой развалине, то ли в качестве третьей жены, то ли в качестве наложницы? Единственный выход: к партизанам. Так обстоит дело и в Турции, и в Колумбии, и в Непале, и во множестве других стран. Ничего удивительного, что по статистике в левых партизанских отрядах по всему миру до 30% численного состава составляют девушки. Являлась партизанкой в своё время и нынешний президент Бразилии Дилма Русеф.
В партизанских отрядах неграмотных или малограмотных девушек сразу и в обязательном порядке учат читать и писать, это фундаментальный принцип всех повстанцев. И ещё как учат: бывало, что за несколько месяцев ежедневной 12-часовой учёбы из совершенно неграмотных делали классных связистов! С девушками начинают считаться далеко за пределами отряда, они развиваются духовно и начинают заочно пользоваться уважением и даже завистью в своём родном селе или городе. Они могут выбрать себе избранником настоящего мужчину из соседнего отряда, а не становиться подстилкой у ног пузатого богатея.
А вот в ИГИЛ совершенно иная ситуация. Давид Томсон, журналист Международного французского радио (RFI), который встречался с тремя десятками вернувшихся во Францию джихадистов, рассказывает:
— Женщины часто ещё более фанатичны, чем мужчины. И многие из них умоляли лидеров ИГИЛ позволить им взяться за оружие или провести операцию камикадзе — но пока им отказывают в этом.
Washington Times: Россия показала, кто главный на Ближнем Востоке
Если девушка или уже молодая женщина «демобилизуется» из рядов левых повстанцев после нескольких лет вооружённой борьбы, будь то по возрасту, ранению или рождению ребёнка, то партизанское командование может направить её доучиваться и получать хорошее образование. Например, в Великобританию, именно там Рабочая партия Курдистана (PKK) особенно любит готовить свои кадры для ответственной и руководящей работы. В своё время я постоянно видел этот типаж в бельгийском городке Дендерлеу, где тогда располагался огромный комплекс студии курдского спутникового телевидения MED-TV. Худощавые, подтянутые, с умным взглядом и знанием языков — они разительно отличались от других девушек. Одна из них мне тогда сказала:
— Я вот всё время думаю: сумеем ли мы у себя в Курдистане сделать то же, что вы сделали у себя в 1917 году?
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена