Основу человеческих объединений, человеческой жизни образует не только экономика — базис человеческих объединений, как это утверждалось в марксистские годы, а комплекс составляющих, объединение параметров, когда каждый из них в отдельности необходим и все вместе достаточны для существования социальной организации. В этот комплекс входят и экономика, и система власти, и идеология, и правовая система, и многое другое. К чему я это утверждаю? Сумели ли мы создать на постсоветской основе такую социальную организацию, которая бы отвечала интересам всего народа? Вопрос риторический, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Виктор Зосимов.
А теперь попробуем разобраться, почему рухнула советская организация и какие уроки можно извлечь из этого.
Принято считать, что советская социальная система изжила себя, что она оказалась нежизнеспособной. Это неверно. Она была жизнеспособной, она доказала, что гораздо эффективнее, чем западные социальные системы. В этом отношении СССР опередил Запад, по крайней мере, лет на пятьдесят.
Причиной разрушения советской системы послужил комплекс факторов
Факторы внешнего порядка: как, например, холодная война, которая длилась более полувека. Это была идеологическая война.
Внутренние факторы: как, например, кризис идеологии — один из важнейших факторов.
Украинские политики придумали, как выплатить государственный долг, и сделать страну богатейшей в Европе
Марксистская идеология была одной из важнейших причин краха советской системы. Т. е. она исключила научное понимание и советской, и западной реальности. До сих пор она сидит в головах людей и препятствует научному пониманию реальности сегодняшней.
В число
этих факторов входил также стремительный прогресс. Брежневские годы
совсем не были застойными. Возьмем хотя бы один показатель ― число
объектов, подлежащих управлению, к брежневским годам увеличилось
сравнительно со сталинскими годами в несколько сотен раз, как минимум
в триста раз. Имеется в виду число институтов, школ, лабораторий, кафедр
Одной из причин краха советской системы стало несоответствие управленческого аппарата и управляемого тела. Если число управляемых объектов увеличилось в триста раз (если не больше), то система власти и управления выросла не более чем в два раза. Управлять таким сложным механизмом было уже невозможно.
Сыграл свою роль и фактор предательства. Произошло коллективное грандиозное предательство. И дело не только в Горбачеве. Человек, который готовился стать главой Коммунистической партии, приехав в Лондон, не пошел на могилу Маркса, а пошел на встречу с Маргарет Тэтчер. Не лучшими патриотами СССР и КПСС оказался и украинец Леонид Кравчук, который возглавлял идеологический отдел ЦК КП Украины, и фактически стал инициатором развала СССР. И тот же Ельцин. И белорусский высокопоставленный коммунист Шушкевич, и многие другие… Рядовые коммунисты в количестве около 20 миллионов безвольно подчинились своим руководителям.
Таким образом, без боя погибла могучая страна, и тут же молниеносно была сконструирована новая социальная система ― постсоветская социальная система ― руками тех же коммунистов типа Гайдара, Чубайса и др., а новые руководители Украины под копирку скопировали все то, что делалось в России.
Сразу же проявилась рука Запада с США во главе. Как однажды проговорился Громыко, когда избирали Горбачева на пост генсека КПСС, он согласовал его кандидатуру в Вашингтоне. Руководители Украины так и по сегодняшний день все свои действия осуществляют по указке того же Вашингтона.
Фактически произошел антикоммунистический переворот в августе 1991 г., который в России завершился в октябре 1993 года расстрелом Белого дома. А на Украине такой переворот произошел дважды: «оранжевая революция» и «революция достоинства», разработанные на Западе по сценариям цветных революций ― как и «революция роз» в Грузии, и движения в других бывших советских республиках.
Нынешняя система власти сложилась молниеносно быстро. Новая власть стала создавать то, что марксисты называли базисом, ― экономику, основанную на приватизации: все, что создавалось трудом населения в течение всего советского периода, было просто разграблено. В результате сложилась та экономическая система, которую мы теперь все знаем: частное предпринимательство и олигархическая система наверху.
Резко
поменялась идеология: вместо марксистско-ленинской идеологии получили
идеологическую интервенцию со стороны Запада, худшее в ней. Это мы видим
уже почти 30 лет на телевидении, в литературе: проповедь насилия,
порнографию
Вот так и получилась постсоветская социальная система.
Основные характеристики новой социальной системы
Это
комплекс факторов: экономика, система власти, идеология, правовая
система, тип культуры, тип образования, система здравоохранения
Эта новая система возникла не как результат естественного исторического развития страны, а искусственно, вследствие разгрома страны и ее социальной системы. Была холодная война, которая перешла в «теплую». Это была война нового типа. Страна капитулировала. Ее без боя сдали высшие руководители. Но что характерно: во время капитуляции была договоренность не трогать правящие круги советского периода. За всеми сохранили дачи, квартиры. Все, так или иначе, устроились на работу.
Руководство КПСС сыграло роль предателей. Страну на некоторое время отдали на разграбление мародерам: политическим, экономическим, идеологическим.
Так исторически сложилась постсоветская система.
Это была выдающаяся победа Запада.
Экономическую олигархию создали искусственно
Громил СССР Запад. Его орудием является западнизация завоеванных территорий. Что значит западнизация? Навязывание покоренной стране своей социальной системы. Они помогают нам строить «демократическое общество», ибо считают свою демократию высшим достижением цивилизации. Для нас создается то же, но на уровень ниже. На более низкий уровень опустили все население. Вся советская история искажена, ее вычеркивают.
В постсоветскую социальную организацию вошли компоненты дореволюционного феодализма. Частная собственность объявлена священной и неприкосновенной. Наша демократия превратилась в многопартийную систему, и мы умудрились насоздавать сотни разнообразных партий.
Постсоветская система сложилась как гибрид остатков советизма, реанимации дореволюционного феодализма и заимствования западнизма. В итоге появился такой социальный ублюдок, какого в истории человечества еще не бывало.
Возникает вопрос: жизнеспособен ли он, эффективен ли?
Если сформируются благоприятные условия, можно за год построить работоспособную, эффективную систему власти. Скажем, если к власти придут патриоты своей страны и своего народа (что очень сомнительно) ― тогда экономику можно исправить за 5−6 лет, максимум за 10.
Чтобы исправить интеллектуальное состояние, в котором находится сейчас страна, психологическое и моральное состояние ― на это нужно несколько поколений, нужны десятки лет.
Предвыборная кампания на Украине всё больше приобретает черты неудавшегося циркового представления
Надо выработать новую идеологию, поменять систему образования, ибо она у нас разрушена.
Пример:
чтобы страна в современных условиях могла обеспечивать себя питанием,
одеждой, жильем, защищать себя от нападений внешних врагов, поддерживать
внутренний порядок, она должна производить как минимум сто тысяч
предметов — всяких инструментов, деталей
Всего производится таких продуктов материальной культуры миллионы. Чтобы эти сто тысяч производить самостоятельно, в стране должно быть как минимум 10 тысяч типов профессий. А каждая профессия — это тысячи и миллионы людей. Спрашивается: а где сегодня наши люди? По заграницам обслуживают капиталистов Запада. (И Востока — тоже.)
Чтобы такие ресурсы создавать, нужна система образования. Советская система образования эти потребности покрывала полностью. Нынешняя система образования, в ее разрушенном состоянии, уже не способна покрывать и одну десятую из тех потребностей, о которых сказано выше. Отсюда можно судить, в какую ситуацию нас ввергли перестройщики и наши доморощенные реформаторы.
А если система власти не поменяется?
Ответ на этот вопрос может дать каждый. Самостоятельного, самодостаточного, благополучного государства у нас уже нет, и в далекой перспективе не просматривается.
Использованная литература: Александр Зиновьев, лекция «Постсоветизм».