До середины 90-х годов имя Платона Обухова было известно только любителям детективного жанра. Как он сам говорил, сюжеты для своих книг он брал из реальной жизни. Однако собственный шпионский роман с британской разведкой оказался куда более захватывающим, чем все его собрания сочинений.
Как второй секретарь МИД России работал на британскую разведку и избежал наказания
Платон Обухов родился в 1968 году. Отец, Алексей Александрович, блестящий дипломат, дослужился до должности заместителя министра иностранных дел СССР. Мать, Ольга Ивановна, работала в агентстве печати «Новости». Не без её помощи Платон сделал свои первые шаги в журналистике.
После окончания МГИМО Обухов получил распределение в МИД. Первая командировка — консульство на норвежском Шпицбергене.
После Первой мировой войны Шпицберген получил особый статус — Россия имела право добывать там уголь. Но российские шахты там дышали на ладан, о чём Обухов, оторвавшись от дипломатической службы, и написал статью.
Публикация наделала немало шума: она не понравилась начальству Обухова, ведь шахтерские бунты в тот момент были страшной головной болью правительства. Молодого дипломата решили увести подальше от угольной темы — Обухова перевели в российское консульство в Осло.
Любовь к красивой жизни, застольям с дорогими заморскими яствами требовала денег, и Платон искал способы подзаработать. Дополнительный доход приносила перепродажа электроники, которую он привозил в Россию во время отпусков.
То, что сотрудник МИДа Платон Обухов промышляет фарцовкой, в консульстве, конечно, знали. Перед своим очередным отъездом в Москву, он сделал несколько заказов на кассетные магнитофоны, получил товар и уехал в Россию, так и не оплатив заказ.
Однако Платоше, как его называли сослуживцы, все сходило с рук. Желающих ссориться с заместителем министра из-за неподобающего поведения его сына, на тот момент не было.
Но если российские дипломаты закрывали на всё глаза, то иностранные спецслужбы смотрели в оба.
Способов завербовать агента в любой разведке мира всего три:
1. Деньги в обмен на информацию. Такой подход, как правило, срабатывает у так называемых инициативников, то есть у тех, кто сам предлагает свои услуги противнику.
2. Компромат и шантаж.
3. Игра на тщеславии и желание отомстить собственной службе или всей стране.
Именно в Осло Обухов впервые попал в поле зрения американских спецслужб. Они обратили внимание на странного дипломата, представившегося им на одном из приёмов почему-то советником МИДа, хотя до этой должности Обухову было ещё очень далеко. А дальше на него вышли американцы, которым Обухов показался каким-то, мягко говоря, странным.
В 1984 году второй секретарь российского консульства в Норвегии, сын высокопоставленного дипломата, Платон Обухов, оказался в поле зрения уже британской разведки.
Англичане не сказали прямо, что это больной человек, они сказали, что он с «шизинкой», тем не менее стали плотно работать с Обуховым летом 1995. Тогда он вернулся из-за границы, и перешел в мидовский департамент США и Канады.
Англичане снабдили Обухова шпионской аппаратурой: дискетами для шифровки сообщений и передатчиком, встроенным в обыкновенный японский двухкассетник.
Сотрудничество с английской разведкой стало не только кладезем сюжетов для его новых романов, которые он писал параллельно с дипломатической службой, но и источником денежных поступлений.
За весь период сотрудничества англичане выплатили ему более 300 тысяч долларов. А ещё от имени правительства Великобритании разведка МИ-6 пообещала Обухову особняк в пригороде Лондона, участок земли и кодированный счет в любом из британских банков.
Взамен обухов назвал англичанам имена резидентов в ГРУ и СВР, подробно обрисовал план российского посольства в Копенгагене, указал точное расположение комнаты шифровальщиков. Обухов также раздобыл стенограммы переговоров Ельцина и Клинтона.
Вскоре российская радиоразведка зафиксировала необычные радиосигналы, которые передавались в то время, когда кто-то из сотрудников британского посольства находился в ближайшем кафе или ресторане. Радиус сигнала был не более 200 м, то есть агент должен был вести передачу, находясь в зоне прямой видимости. А лучший способ, чтобы оставаться незамеченным, — передвигаться на общественном транспорте.
Российские контрразведчики в такие моменты находились поблизости от сотрудников английского посольства, и отслеживали проходящий транспорт. Стали из всего пассажиропотока выделять людей, которые могли бы представлять интерес для британской разведки.
После долгих наблюдений количество подозреваемых сократилось от нескольких сотен до восьми человек, которые попадались особенно часто. Из этих восьми только трое являлись секретоносителями, а среди них и был Платон Обухов.
Фактически Обухов-дипломат проработал с англичанами всего несколько месяцев. В конце 1995 года Обухова уволили из МИДа, как он считал, из-за выхода его романа «Роковая женщина». Образ главного героя — главаря крупного мафиозного клана, занимавшегося сутенерством, торговлей женщинами и наркотиками — был как будто списан с одного из высокопоставленных обитателей высотки на Смоленской площади. Такого писателю-фантазёру простить не могли.
Но даже после увольнения Обухова из МИДа, англичане не собирались разрывать с ним отношения. Завербованный сын влиятельного российского дипломата всё ещё продолжал представлять для британской разведки ценность.
Между тем кольцо вокруг Обухова сжималось. Радиоразведка ФСБ зафиксировала 15 сеансов радиосвязи. Во время последнего бывший сотрудник МИД РФ был арестован.
В квартире Обухова была обнаружена шпионская аппаратура, благодаря которой сотрудники ФСБ смогли расшифровать информацию, которую предатель передавал британской разведке. Уже на первом допросе Обухов начал давать признательные показания.
Англичане не знали, что Обухов арестован, и в ФСБ решили продолжить с ними игру и выяснить, кто именно из сотрудников посольства Великобритании выходил на связь с агентом. В результате российским контрразведчикам удалось выявить 14 сотрудников британской резидентуры, работавших под прикрытием посольства в Москве.
И только через 3 недели после ареста Обухова, в мае 1995 года, Центр общественных связей ФСБ заявил: «В Москве задержан агент английской разведки». Ни имени, ни обстоятельства задержания сообщены не были.
Между Россией и Великобританией разгорелся настоящий шпионский скандал. Четыре сотрудника британского посольства были объявлены персонами нон-грата и высланы из страны. В ответ Британия тоже выслала четверых сотрудников российского посольства в Лондоне. И только через 2 месяца стало известно, кто был виновником ссоры двух держав. ФСБ назвало имя британского агента — Платон Обухов.
То, что произошло дальше, больше напоминало мексиканский сериал.
Сначала слова раскаяния произнес сам Обухов. Потом полились слёзы матери и отца. Теперь они готовы поведать миру страшную семейную тайну, о якобы тяжелом душевном заболевании их сына Платона. Диагноз был поставлен ещё в 1986 году известным московским психиатром Александром Емервертом. У Платона, как утверждали родители, сложный вид психопатии с параноидными и эпилептоидными симптомами.
В судебный процесс вступила известный московский адвокат Галина Крылова, которая прежде защищала представителей тоталитарных сект, и, по всей видимости, предложила своему клиенту опробованный на сектантах и хорошо себя зарекомендовавший прием — симулировать психическое расстройство. А в силу того, что Платон и прежде казался многим не вполне адекватным, изображать обострение душевного недуга на фоне заключения в СИЗО не составило труда.
Чтобы хоть как-то оправдать получение денег от англичан, родители Обухова объясняли журналистам: «Болезнь Платона проявляется в безумной жажде обогащения».
Но как, имея столь серьезное расстройство психики, Обухов смог поступить в МГИМО, а потом ещё и проработать много лет в МИДе?
Самое интересное, что Обухов совершенно не отрицал своей работы на английскую разведку. А вот его отец заявил, что сын не имел никакого отношения к государственным секретам, что выглядело, по меньшей мере, наивно.
Решив не допустить суда над сыном, 1 октября 1996 года чета Обуховых выступила с обращением к руководству российских и британских спецслужб:
«Мы призываем руководство SIS и ФСБ сойтись за столом переговоров и в спокойной обстановке, без шумных гипербол оценить свои усилия по делу Платона Обухова. Ведь ясно, что объектом внимания обеих служб оказался душевнобольной человек, и, по нашей оценке, — родителей, знающих Платона лучше других, — наименее подходящий на роль современного супершпиона».
Были у него какие-то психические отклонения, это не главный вопрос. Главное то, что он сливал англичанам секретную информацию.
Обуховы требовали от ФСБ проведения независимой судебно-психиатрической экспертизы. Их просьба была удовлетворена. Платон был госпитализирован в институт Сербского. Врачи признали бывшего второго секретаря МИДА вменяемым на момент совершения преступления.
28 июля 1997 года состоялось первое заседание Мосгорсуда, на котором Обухов был признан вменяемым.
Но беспрецедентная шумиха, поднятая в СМИ родителями Обухова и адвокатами начала приносить свои плоды. На следующем заседании Мосгорсуд признал Обухова невменяемым и направил его на принудительное лечение.
Решение суда для многих оказалось неожиданностью. Всем тогда казалось, что после окончания лечения Обухов окажется на свободе. Однако во время одного из врачебных осмотров, в тумбочке Платона была обнаружена инструкция с подробным описанием симптомов шизофрении. То есть все это время он просто «косил» под дурачка.
На этот раз доктора с симулянтом цацкаться не стали, и в 1998 году Обухова вновь признали дееспособным, хотя и с диагнозом — психопатическая личность.
27 июля 2000 года Мосгорсуд приговорил Платона Обухова за измену Родине в форме шпионажа к 11 годам лишения свободы. Но врачи поставили Платону новый диагноз: вялотекущая шизофрения, и в январе 2001 Верховный суд отменил приговор.
Дело Платона Обухова пересматривалось в судах более 15 раз, и только летом 2011 Мосгорсуд поставил в деле точку, отменив принудительное психиатрическое лечение.
Приговорённый к 11 годам лишения свободы Обухов, фактически избежал наказания, хотя при прежнем законодательстве его ждал бы расстрел.
Сегодня он пишет детективные романы и работает в системе ЖКХ, откуда и черпает сюжеты для своих произведений. Возможно, для него роман с канализацией не менее увлекателен, чем роман с английской разведкой, ведь деньги не пахнут.