Любую страну характеризуют два показателя — население и территория. Демографическая катастрофа в России сегодня налицо, однако наших западных партнеров это отнюдь не огорчает. Проблема депопуляции усугубляет вторую проблему — сохранения территориальной целостности России. Наша страна, обладая огромной территорией, уникальными природными богатствами, с каждым годом все более утрачивает не только людские, экономические и чисто военные ресурсы, необходимые для ее удержания, но и, как представляется, политическую твердость в этом вопросе.
Поражает спокойствие, с которым российские граждане воспринимают рассуждения о скором распаде страны, заселении незаконными мигрантами, отпадении отдельных регионов.
По решению своего руководства Россия упорно втягивается в процессы глобализации, призванные обеспечить процветание «золотого миллиарда». И недалеким может оказаться день, когда, предварительно стянув к границам России ударные соединения, ее вежливо, по решительно, на основании революции ООП, попросят поделиться своей территорией с «бедными» народами. Примерно так, как попросили Сербию в отношении се исторической колыбели — Косово.
Ярким примером, иллюстрирующим современную ситуацию вокруг российских границ, могут служить японские притязания на Южные Курилы — острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Как известно, 2 февраля 2002 года на пресс конференции в Токио министр иностранных дел России И. Иванов отрицал, что ведутся двусторонние переговоры об их передаче Японии. На что последовало опровержение его коллеги госпожи Кавагути: переговоры велись и будут продолжены «одновременно и параллельно» по различным схемам их передачи японской стороне.
Скандал вокруг встречи двух министров подтвердил известную истину: российские власти не отказались от практики ведения, втайне от российской общественности, международных переговоров, ущемляющих интересы как государства, так и его граждан. Характерной особенностью такой практики является то, что получить от правительственных инстанций стенограммы подобных переговоров абсолютно не представляется возможным, даже по запросам из Государственной Думы. А что касается мнения курильчан, то они в подавляющем большинстве, несмотря на сложную экономическую ситуацию на островах, для разрешения которой федеральные власти мало что делают, и райские посулы, раздающиеся с японских берегов, вовсе не желают уходить «под чужую руку».
В Южно-Сахалинске прошел народный сход в защиту территориальной целостности Российской Федерации
Очертания национальных границ в эпоху становления государств всегда определялись фактором силы, а территории проживания — как главное достояние народов, и защищались всеми имеющимися средствами. В 1982 году во время войны Великобритании за практически ненужные ей Фолклендские острова Лондон послал против Аргентины за 12 тыс. км всё что мог, вплоть до спешно отреставрированных (именно так!) стратегических бомбардировщиков «Вулкан». Кстати, эта ситуация точь-в-точь напоминает положение с Южными Курилами: да, когда-то Аргентина владела Фолклендскими островами, но ошибка Буэнос-Айреса состояла в том, что он не спросил мнения проживавших там 1,5 тыс. англичан и самого лондонского правительства. В нашем случае в роли Аргентины выступает Япония, которая по вполне понятным причинам не может решиться на вооруженный захват т. н. «северных территорий».
Существует множество других подобных примеров, один из последних — нежелание Израиля возвращать арабам захваченные у них земли, хотя на это имеется не одна резолюция ООН. Самый свежий пример — это конфликт между Марокко и Испанией за крошечный (2 км в диаметре) остров Перехиль в Гибралтарском проливе.
До 1990 года никакие международные соглашения не могли служить сколько-нибудь серьезным основанием даже для рассуждений о возможной передаче Южно-Курильских островов Японии. Острова не всегда принадлежали России, но они таким же образом не всегда принадлежали Японии. Тем не менее, еще действуют принцип незыблемости послевоенных границ, решения Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 года, Акт о безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 года, Меморандум № 677 Верховного главнокомандующего союзных держав 1946 года, Сан- Францисский мирный договор 1951 года и, наконец, Венская конвенция 1969 года, утвердившая законность любых мер, принятых и соответствии с Уставом ООН в отношении государств-агрессоров.
Проблема с Южными Курилами возникла только после того, как был уничтожен Советский Союз, а Россия была ослаблена в ходе демократических реформ. Тогда, когда Горбачев утратил контроль над ситуацией в СССР, а Ельцин пребывал в состоянии пьяной эйфории от победы над ненавистным соперником. Когда к руководству страной — преемником СССР пришли молодые дилетанты, весь жизненный опыт которых сводился к созданию мелких кооперативов или заведыванию лабораторией в отраслевом институте.
С момента возвращения острова Сахалин и Южных Курил Советскому Союзу после капитуляции Японии и до 1990 года из всех документов, оформлявших отношения двух стран, только один, а именно Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 года, содержал упоминание о возможности передачи Японии двух островов (Шикотан и Хабомаи), и то при условии заключения сторонами мирного договора. Волюнтаризм Н. Хрущева, воскресивший надежды японцев, и конечном итоге привел к тому, что запутавшиеся в огромных внешних долгах и экономических неурядицах позднесоветские и российские реформаторы начали шаг за шагом сдавать свои позиции. Как бы соревнуясь в стремлении завоевать признание заграницы, наличие проблемы Южных Курил в 1990—1991 годах признали и Горбачев и Ельцин. В последующем проблема обязательно фиксировалась на всех российско-японских встречах, и переход к формулировке «пограничное размежевание» не может изменить сути происходившего на наших глазах попрания интересов России. Наряду с президентами, зачинателями этого процесса были Э. Шеворнадзе, А. Козырев и заместитель последнего Г. Кунадзе, непосредственно занимавшийся проблемой Южных Курил.
Приложили к нему руку и другие участники политического процесса. В 1998 году Б. Немцов, будучи вице-премьером, подписал с Японией межправительственное соглашение по рыболовству, ущемляющее российские интересы.
Россия — президентская страна, и позиция тех функционеров, кому острова не нужны, станет более понятной, если принять во внимание, что и В. Путин неоднократно признавал наличие проблемы «пограничного размежевания» — в совместном заявлении с японским премьер-министром по проблеме мирного договора от 5 сентября 2000 года, а также на встречах с ним в Иркутске (25 марта 2001 года), Генуе (21 июня 2001 года) и Шанхае (21 октября 2001 года). Российский посол в Токио А. Панов высказался в том духе, что реальным вариантом урегулирования проблемы могла бы стать постепенная, в течение 10−15 лет передача островов Японии, а российский консул на Хоккайдо В. Саприн, в свою очередь, назвал включение Южных Курил в состав России «незаконной аннексией».
Между тем реальные действия российских властей на Дальнем Востоке наводят на мысль о том, что там продолжает идти выполнение т. н. «пятиэтапной программы (плана) разрешения территориального спора», выдвинутой Ельциным еще в 1990 году.
По всем признакам, сегодня можно говорить о выполнении четвертого этапа этой программы — переходе к «совместному управлению» островами и подготовке к заключению мирного договора. Более того, появилась информация, что существует т. п. «Протокол 2001», являющийся модернизированным вариантом упомянутой программы.
Именно эта информация вызвала озабоченность ряда депутатов Государственной Думы, по инициативе которых 13 марта 2002 года на «Правительственный час» в Охотный ряд был приглашен министр иностранных дел И. Иванов, а 18 марта прошли парламентские слушания на тему: «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности». Информация, прозвучавшая на них, подтвердила опасения относительно политики российского руководства на дальневосточных рубежах.
Выступление
министра И. Иванова изобиловало фразами: «переговоры по мирному
договору не несли никаких новых элементов», «никакого торга о передаче
тех или иных островов мы не: ведем», «никакого такого плана (имеется
в виду план Ельцина. — Авт.) на столе переговоров не было и нет»
В свою очередь, на парламентских слушаниях заместитель министра иностранных дел А. Лосюков, касаясь проблемы Южных Курил, также ушел от прямого ответа, заявив, что «закрытие этого вопроса отвечало бы долгосрочным интересам нашей страны». Очевидно, зная истинные намерения российского руководства, за развитие экономических отношений с Японией и выполнение Декларации 1956 года высказался депутат М. Задорнов, как будто после сдачи Южных Курил на Россию прольется золотой японский дождь. Однако подавляющее большинство присутствовавших на слушаниях депутатов, а также сахалинские власти однозначно высказались против такого варианта.
Положительным результатом проведенных мероприятий явилось то, что в будущем руководству МИД России придется оглядываться на сделанные министром И. Ивановым заявления, а японская сторона, в свою очередь, получила представление о позиции большинства депутатов российского парламента. О том, что сигнал дошел до Токио, свидетельствует тот факт, что буквально через несколько дней Япония заморозила экономическую помощь К Южным Курилам, ужесточила условия экспорта в Россию подержанных автомобилей и предприняла ряд других демонстративных шагов.
Вследствие большой закрытости внешнеполитической деятельности, являющейся прерогативой президента и МИД, мы можем только предполагать, какими мотивами руководствуется российское правительство, высшие чиновники и другие аффилированные лица, допуская возможность передачи Южных Курил Японии, однако большинству россиян должно быть известно, что эти острова имеют для России исключительное экономическое, оборонное и в целом геополитическое значение. В экономическом плане передача островов будет означать для нас потерю территории общей площадью 8,5 тыс. кв. км, континентального шельфа площадью 210 тыс. кв. км, добычи ежегодно 800 тыс. морепродуктов, месторождений нефти, газа, золота, серебра и пр. — всего на 2,5−3 трлн. долларов. С военной точки зрения это будет означать разрушение передового оборонительного рубежа на восточном направлении, осложнение деятельности российского флота в зоне Тихого океана, утрату контроля над Охотским морем, которое на данный момент в соответствии с международными законами имеет статус закрытого, но будет «распечатано» в случае сдачи островов Японии.
Однако самая главная угроза заключается в том, что этот акт послужит опасным сигналом, знаком того, что в отношении современной России можно окончательно отказаться от излишних церемоний, заменив юридические Процедуры политическим давлением. Ослабевшего льва норовит лягнуть даже осел. Все понимают, что, как только будут попраны наши государственные интересы на Южных Курилах, претензии на российские территории пойдут нарастающим валом. Недаром из США через Фонд Карнеги в адрес Токио уже поступила рекомендация: «Следует всячески стимулировать Японию не только к приобретению четырех спорных островов, но и к освоению всех Курил и острова Сахалин». Важен прецедент, а желающих изменить сухопутную границу России протяженностью 14,5 тыс. км предостаточно, даже на «новых» ее участках (границах со странами СНГ), не говоря уже о давно существующих.
Так, до сих пор не закончена делимитация границ с Украиной и Грузией (Тбилиси претендует на кусочек Аргунского ущелья); одной из самых «незаконных» является российско-казахстанская граница, из 6,5 тыс. км которой еще не согласовано около 3 тыс. км. Здесь существуют спорные участки, требующие компромиссного подхода, особенно на линии разграничения месторождений нефти, газа и минеральных ресурсов, в первую очередь в акватории Каспийского моря.
В сняли с предстоящим вступлением в блок НАТО, куда не принимаются государства с неурегулированными пограничными проблемами, несколько приутихли, но не сняли свои притязания бывшие советские республики Прибалтики: Литва — на часть Куршской косы, Латвия — на два района Псковской области, Эстония — на некоторые участки Ленинградской и Псковской областей. В активной разработке Запада находится Калининградская область, в отношении которой, по-видимому, предполагается ее демилитаризация, германизация и последующая мирная ассимиляция Европейским Союзом с помощью предоставления особого статуса и преференций в торгово-экономической области.
И если уже бывшие советские республики, получившие из рук Москвы и государственность, и обширные территории, в историческом прошлом зачастую не принадлежавшие их «титульным» нациям, требуют прибавки земли, то что уж говорить о соседях на «старых» российских границах! Сегодня в Турции издаются карты с границами новой Османской империи, простирающимися до Воронежской области, а Стамбул в нарушение конвенции Монтре 1936 года ограничивает проход российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Буквально на следующий день после возложения В. Путиным венка к памятнику Маннергейму в Хельсинки «Карельский союз» Финляндии в очередной раз выступил с требованием возврата части российской Карелии и Мурманской области.
Не требует комментариев ситуация на российско-китайской границе, окончательная делимитация которой не завершена до сих пор. На данный момент Китай имеет «исторические» притязания практически ко всем соседним странам на территории общей площадью примерно 10,4 млн. кв. км, в том числе на 1,5 млн. кв. км российской территории. Не предпринимая резких действий, предоставив событиям идти своим чередом, правительство КНР оказывает негласную поддержку процессу просачивания своих граждан через российскую границу, одновременно покупая в России крупные партии новейшего вооружений!
Постепенно нарастает внешнее давление на морские границы России в Баренцевом и Беринговом морях, российской арктической зоне. В нарушение Парижского договора 1920 года Россия постепенно вытесняется Норвегией со Шпицбергена, ограничивается в добыче морепродуктов, дискриминируется в вопросах охраны окружающей среды. В Беринговом море продолжает действовать соглашение, заключенное Э. Шеварднадзе
1 июня 1990 года, согласно которому США получили права на исключительно богатую морепродуктами акваторию площадью 51 тыс. кв. км, а также 60 тыс. кв. км континентального шельфа, содержащего богатые нефтегазовые месторождения. Несмотря на то, что это соглашение в силу его ущербности для российских интересов не решились ратифицировать ни Верховный Совет СССР, ни Государственная Дума Российской Федерации, американцы основательно утвердились на приобретенной акватории, взяв ее под контроль силами своей береговой охраны и ВМС.
Широкому читателю также мало известно, что Россия постепенно теряет контроль, как юридически, так и практически, над своим арктическим сектором, верхней точкой которого является Северный полюс. Сегодня США уже заговорили о, своих правах на о. Врангеля, международными организациями подвергается сомнению правомерность постановления Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», на трассах Севморпути замечены морские экспедиции Норвегии и Германии и даже китайские ледоколы. Россия же в это время сняла на арктическом побережье большинство пограничных застав, практически ликвидировала рубеж ПВО, бросила на произвол судьбы береговые инфраструкту ры, обслуживающие Севморпуть. Неспособная поддерживать жизнедеятельность в арктических районах, центральная власть не придумала ничего лучшего, чем организовать массовое переселение жителей в южные районы страны, на что с удовольствием выделили средства Международный валютный фонд и Всемирный банк, ранее не замеченные в филантропических наклонностях.
У претендентов на российские земли есть союзники внутри страны, как сознательные, так и невольные. Губернаторы приграничных субъектов Федерации, до которых не простирается внимание Москвы, вынужденно обращают взоры на соседей, пытаясь за счет экономического обмена с ними решить свои местные проблемы. И если действия, например, губернаторов Калининградской и Мурманской областей понять можно, то ускоренная «вестернизация» Чукотки, планы устройства здесь иностранных концессий, проекты строительства энергомоста и даже туннеля на Аляску вызывают известные опасения. Следует сказать, что существующая обособленность восточных регионов от Москвы, так же, как и проблема Южных Курил, поддерживают существование т. н. «синдрома Аляски» и в России, и за рубежом. Как утверждают, в США, например, возник проект покупки на 3 трлн. долл. всей Сибири вплоть до Енисея с рассрочкой выплаты указанной суммы на 20 лет.
Конечно, с течением времени в мире многое пересматривается: такова диалектика. Но не подлежат пересмотру национальные интересы страны, ее территория, собственником которой является не правительство, а народ. И только он путем референдума может решать вопросы территориального передела. Национальные интересы всегда стояли выше международных договоров, конечно, при наличии силы для защиты этих интересов.
Будущее, которое пророчил нам фильм «Робот-полицейский», пока откладывается
Передача Южных Курил Японии может перевести в спорно-конфликтное состояние другие участки российской границы, и отступление, начатое на дальневосточных рубежах, может закончиться в глубоком российском тылу. По своему происхождению правовой статус островов ничем не отличается от аналогичного статуса Тайваня и Кореи, таким же образом изъятых из-под юрисдикции Японии в соответствии с Сан-Францисским мирным договором. Поэтому решать проблему надо не путем юридической передачи Южных Курил Японии, а путем поиска выхода из политического тупика.
Нынешнее тяжелое материальное положение жителей островов — не повод для того, чтобы передавать острова Японии. Это лишь острый сигнал федеральному центру принять все меры для улучшения ситуации на островах. Позиция России не должна определяться и претензиями Токио, историческими и юридическими казусами. И если, как сложилось в японском обществе, вопрос Южных Курил — это вопрос «национального достоинства, самосознания, духовной энергетики нации и исторической перспективы», то это же с полным правом может отнести к себе и Россия.
Страна сохраняется до тех пор, пока у нее есть территория, народ, государственно мыслящие правители. Вопрос с Южными Курилами настолько ясен, что в подобной ситуации любая страна отмстила бы на японские притязания категорическим отказом, и если они нее-гаки будут переданы восточному соседу, это даст основательный импульс процессу отторжения от Российской Федерации других территорий.
Поскольку в природе действие всегда вызывает противодействие, ответ России должен быть однозначным и адекватным: никакой реакции на инициативы Токио и отказ от ратификации соглашения по Беринговому морю 1990 года. А что касается непосредственно вопроса о российских Южно-Курильских островах, то его решение должно быть, по крайней мере, отложено на усмотрение будущих поколений. Причем даже такая позиция должна рассматриваться японским руководством как большая уступка со стороны России