АНАЛИТИКА
Возрождение ИГИЛ на виду у всех, или почему все это игнорируют?
После того, как «Силы Демократической Сирии» (СДС) отвоевали у ИГИЛ все контролируемые ими регионы, - жены боевиков, находящиеся в лагере Холь (в 45-ти км к востоку от города Хасака), почти сразу, - приступили к самоорганизации на его территории. Появился «шариатский суд», открылись «шариатские школы» для детей, была собрана «Группа Хусба», занимающаяся воспитанием детей в духе идеологии ИГИЛ и наказанием противников этой идеологии. Ежедневно в лагере происходят убийства, похищения, пытки или попытки совершить подобное преступление. Этот лагерь – самый большой из находящихся на территории, подконтрольной Автономной Администрации Северной и Восточной Сирии. В нем проживают более 40 тысяч человек – членов семей боевиков ИГИЛ. Изначально лагерь предназначался для беженцев из Ирака, покинувших подвергавшиеся атакам боевиков регионы. Преступления, совершаемые в лагере (убийства, ножевые ранения, сожжения палаток), - дело рук жен боевиков, принявших радикальную идеологию, защищающих ее и желающих утвердить ее власть через наказание людей, пытающихся отдалиться от нее. Совершаются преступления в отношении тех, кого они называют отщепенцами от шариата Ислама. Кроме этого, женщины постоянно проявляют агрессию и готовят нападения, направленные против членов Сил Безопасности, несущих охрану лагеря. С тех пор, как семьи ИГИЛ появились на территории лагеря Холь, зарегистрировано 24 случая убийств женщин и мужчин из Сирии, Ирака и других стран; совершено 11 попыток убийств, после которых жертвам удалось выжить. Кроме этого, намеренно было сожжено 506 палаток и более 300 семей пытались бежать с территории Холя. После убийства Абу Бакра Аль-Багдади, нападения турецких захватчиков и их наемников на регионы к востоку от Ефрата, подобных случаев стало гораздо больше. С наступлением турецких оккупационных сил и называющих себя «Сирийской Национальной Армией» боевиков, женщины–«игиловки», находившиеся в лагере Айн Иса, бежали и укрылись в регионах, оккупированных Турцией.
ИГИЛ сохраняет контроль над несколькими горными районами, выходящими на ключевые дороги, с помощью чего (боевики) могут ограничивать транзит для транспортных средств режима Башара Асада. К сожалению, усилия, предпринятые российскими и иранскими военными, мало влияют на свободу передвижения членов террористической группировки. ИГИЛ продолжает создавать большие и хорошо обученные команды… и отправляет их через реку Евфрат для подрывной деятельности на территориях, контролируемых «Сирийскими демократическими силами».
К нам попала часть неопубликованного доклада от 1 апреля 2021 года о том, что коалиция во главе с США считает, что Россия неспособна помешать возрождению ИГИЛ в Сирии. По приглашению министра иностранных дел Бельгии Софи Вильмес и госсекретаря США Энтони Блинкена в онлайн-режиме прошла конференция глав МИД Малой группы Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ. Глава Госдепа США выразил свое удовлетворение результатами встречи. Итоговая резолюция по результатам конференции была опубликована на официальном портале Глобальной коалиции, состоящей из 83 стран, частью которой является Малая группа. В основной части итогового документа участники подтвердили совместную решимость продолжить борьбу с ИГИЛ в Ираке и Сирии. Министры подчеркнули важность обеспечения безопасности гражданского населения. Это верхушка айсберга… Из проекта резолюции убрали специальное послание для России, в котором говорилось о том, что «…Российская Федерация потерпела поражение в борьбе с терроризмом в районах, подконтрольным правительству Башара Асада. При этом коалиция во главе с США и сейчас считает, что Россия неспособна помешать возрождению ИГИЛ в Сирии. Об этом свидетельствуют участившиеся нападения боевиков «Исламского государства на проамериканские вооруженные формирования «Сирийских демократических сил» (СДС)…».
НО! Даже в США не опровергают тот факт, что ИГИЛ имеет больше влияния в Ираке, чем в Сирии, - а значительная часть действовавших ранее на сирийской территории отрядов этой радикальной организации перебазировалась в Ирак, спасаясь от ударов правительственных войск и авиации ВКС России.
Хотя ИГИЛ утратил большую часть своего суверенитета и власти и потерял контроль над территориями, она продолжает сохранять свое существование и связи. Когда возникают соответствующие условия, особенно когда она находит необходимую поддержку со стороны определенных держав, государств, весьма вероятно, что ИГИЛ снова может появиться как большая опасность. Лагерь «Аль Холь», в котором проживает более 60 тысяч человек, был выбран ИГИЛ и государствами, которые хотят его возродить, в качестве одной из основных баз. Гуманитарная и правовая обязанность администрации Рожавы – предотвратить контроль ИГИЛ над жителями лагеря, особенно детьми и женщинами, чьи жизни разрушены ИГИЛ.
В этой связи можно отметить два основных фактора, которые взаимно подпитывают друг друга.
-Первый, – это подсчет узких интересов и некомпетентное отношение заинтересованных государств;
-второй, – администрация Рожавы не признается равноправной стороной в межгосударственных отношениях. Таким образом, формируется политическая картина, которая создает отговорки, а не решение. Однако поддержание лагеря такого масштаба в течение длительного времени не является ни возможным, ни желательным решением. Известно, что администрация Рожавы открыта для более постоянных и справедливых решений и даже имеет эффективные инициативы в этом направлении. Отсутствие международной помощи, тяжелые экономические условия, в которых находится Рожава, проблемы, связанные с эмбарго, и нехватка ресурсов делают невозможным удовлетворение потребностей тысяч детей, женщин в образовании, здравоохранении, социализации и эмансипации.
Следует отметить, что ИГИЛ и подобные организации находятся в особенных отношениях с насилием и властью; другими словами, насилие рассматривается не только как основной инструмент, но и как священный долг, причина существования. ИГИЛ будет придерживаться курса, основанного на террористических атаках, таких как убийства, массовые убийства, против тех, кого ИГИЛ считает соперниками, всякий раз, когда оно находит поддержку и возможность для этого. Необходимо внимательно взглянуть на инструменты, которые использует ИГИЛ для получения власти, а также на ее методы и политику в тех областях, в которых она доминировала. Вопреки взглядам, которые вознаграждают ИГИЛ такими описаниями, как романтическое сообщество, борющееся против западного господства, или «безнадежные сироты», - это организация, сочетающая в себе милитаристские, тоталитарные и фундаменталистские черты. Эта концепция была введена историком Дэном Дайнером в контексте Холокоста, а позже использовалась и развивалась другими учеными. Мы можем дать определение, относящееся к нашему предмету, следующим образом. «Фундаменталистское зло», основанное на уничтожении человека руками человека всеми средствами, без знания каких-либо моральных и цивилизованных границ. Являясь радикальным злом и разрушением цивилизации, ИГИЛ ставит немусульманские общества перед варварским выбором между насильственным обращением в веру и физическим истреблением, то есть культурным или физическим геноцидом. ИГИЛ ставит своей целью уничтожение всей борьбы и достижений обществ исламского большинства в области свободы, справедливости и равенства.
Следует отметить, что не только ИГИЛ и аналогичные суннитские организации джихада, но и государственные военизированные структуры, такие как «Хашд аш-Шааби», представляют большую угрозу. Мы должны видеть, что эти организации работают, прежде всего, как полезное средство повторной колонизации Южного Курдистана и Рожавы, относительно освобожденных регионов Курдистана.
Перед смертью бывший глава ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади сказал, что лагерь «Холь» следует «защищать», несмотря ни на что… Лагерь позиционируется как небольшая география суверенитета, где ИГИЛ может создать своего рода центре и набрать рабочую силу и боевиков для ИГИЛ, которая потеряла свой территориальный контроль. Цель - сохранить существование ИГИЛ и использовать как постоянную проблему, нестабильность и фактор вмешательства против администрации Рожавы. Не следует забывать, что рассматриваемый лагерь представляет собой однородную структуру, состоящую из людей, которые разделяют общую историю, опыт и все чаще совершают преступления, и в этом смысле он предлагает идеальную среду для размножения. Эта среда для размножения может стать намного более благоприятной, если к этому добавить специфические лишения и проблемы лагерной жизни, а также создаваемые ею безнадежность и бесперспективность.
Гнев и возражения, возникающие в результате конфликта с сильными идеологиями и институтами современности, такими как модернизм, капитализм, либерализм, секуляризм, феминизм, социализм и демократия, отождествляемые с западной цивилизацией, и неспособность выжить в них относятся к числу социально-культурных источников радикализации политического ислама. Ощущение поражения перед лицом социальных порядков и образа жизни, возникающее из этих систем и структур мышления, обеспечивает социально-психологический фон. Политические и военные интервенции, исходящие от США, которые в прошлом считались антиисламскими, сегодня создают циклическую структуру возможностей. Следует особо отметить, что ИГИЛ нацелен на уязвимые коренные общины Ближнего Востока, таких как ассирийцы, а также на всех, кого воспринимают как оппозицию.
ИГИЛ образца 2021 года представляет собой движение нового поколения, которое наиболее решительно защищает милитаристский, тоталитарный и фундаменталистский исламизм в рамках традиции политического ислама. Его милитаристский характер проистекает из его экспансионистского, жестокого навязывания своих собственных правил. Его тоталитарный характер можно объяснить его политикой, направленной на абсолютный контроль и контроль над всеми сферами жизни в тех местах, где ИГИЛ доминирует, и уничтожее других. Фундаментализм проистекает из того факта, что он основан на мерах, историях успеха и фантазиях вековой эпохи блаженства. Другими словами, ИГИЛ и подобные структуры основаны на понимании того, что все политические, социальные, экономические и культурные проблемы и кризисы, окружающие исламские общества, могут быть решены путем восстановления воображаемого мира блаженства. Для достижения этой цели создание органического и тоталитарного сообщества и мирового порядка под названием «халифат» считается необходимым, и все способы считаются хорошими для достижения «халифата» и его поддержания. Как и во всех регионах мира, – требования и поиски обществ, в которых преобладает ислам для справедливости, процветания, равенства, демократии и свободы - будут продолжаться. В отличие от других прозападных или антиавтократических режимов на Ближнем Востоке, понимание, основанное на традициях политического ислама, никогда не позволяло точно интерпретировать эти требования и потребности или выработать для них конкретные решения. Однако утверждение о том, что исламские движения и общины будут продолжать существовать как важный элемент политической и социологической картины Ближнего Востока, не является пророчеством. Однако тот факт, что эти движения играют роль, прежде всего, важен для того, чтобы не упускать из виду потребности и реалии эпохи. Это нужно, чтобы защититься от милитаристских, тоталитарных и фундаменталистских представлений, представленных ИГИЛ и подобными структурами. Они будут зависеть от их убедительной презентации новых возможностей освобождения, основанном на правах человека, достоинстве, справедливости и солидарности.
В условиях кризиса, связанного с пандемией, ИГИЛ снова поднял голову – основное внимание террористов сосредоточено на Ираке и Сирии, но возможны и внезапные нападения в других странах. Не то, чтобы ИГИЛ разработал особую стратегию в связи с пандемией, однако, эта организация во второй половине 2020 года возобновила попытки «перегруппироваться» и активизировать свою деятельность. Основным местом действия остаются Ирак и Сирия, где боевики ИГИЛ продолжают совершать масштабные нападения, в том числе пользуясь обстановкой, вызванной пандемией. Террористы свободно передвигаются по обширным территориям и пересекают слабо защищенные границы. В зонах конфликта, на апрель 2021 года, - действуют, по меньшей мере, 10 тысяч боевиков этой террористической организации. Более того, она обрастает все новыми «союзниками» на местах - мелкими группировками, связи с которыми позволяют ИГИЛ значительно расширить географию нападений.
За пределами Ирака и Сирии, для деятельности террористов, – также возникли новые условия:
-во-первых, молодежь проводит больше времени в интернете, а значит, становится более доступной для пропагандистов ИГИЛ.
-во-вторых, безработица и другие социально-экономические последствия кризиса приводят к росту числа разочарованных в жизни молодых людей - потенциальных сторонников террористов.
Когда снимут ограничения, связанные с COVID-19, в некоторых странах эти факторы могут привести к внезапной череде нападений. Недавние теракты во Франции, Германии, Австрии и Швейцарии напомнили об угрозе нападений со стороны «домашних террористов», вдохновленных идеологией ИГИЛ и действующих в одиночку. Для Европы также остро стоит вопрос радикализации в тюрьмах.
Террористы «Исламского государства», - на случай возрождения, - создали «резервную копию» ИГИЛ. В архиве группы четыре тысячи папок с инструкциями, как делать бомбы и угонять самолеты. Ряд поражений заставил террористов перейти в подполье, - и они создали «бэкап» - на случай возрождения. Архив, расположенный в облачном хранилище, состоит из четырех тысяч папок со специфическими названиями: от «Авиалиний «Аль-Каиды» до «Сумки моджахеда». В них хранятся все знания террористов: как угнать самолет, изготовить бомбу и даже школьная программа, по которой учились дети в ИГ. Ежемесячно архив просматривает десять тысяч человек. Перейдя по одной из ссылок, мы увидим архив с тщательно каталогизированным террористическим контентом. На первый взгляд он напоминает кучу файлов в «DropBox»: 4000 папок содержат более полутора терабайта текстовых файлов, видео и различных презентаций в «PowerPoint» на нескольких языках: арабском, английском, немецком, французском, испанском, русском, турецком, бенгальском и даже пушту. Большая часть файлов описывает повседневную жизнь ИГИЛ. Среди них есть документы, презентации, журналы, учебные материалы и фото с военными трофеями и пленными. В одной папке хранится школьная программа, которая охватывает шесть предметов: английский язык, физподготовку, арабский язык, коранистику, географию и историю, а также предмет под названием «идеология». На этих уроках детям рассказывают о жутких последствиях, которые ожидают предателей ИГИЛ. Среди других файлов отчеты о поражениях, успехах и стратегии организации. В презентации «Операция «Кровоизлияние» террористы описывают стратегию уничтожения Запада с помощью метода «тысячи порезов». Суть заключается в том, чтобы проводить менее масштабные, но более частые теракты и так «обескровить врага до смерти». Серия презентаций «Авиалинии «Аль-Каиды» описывает технологию угона самолетов и предыдущие террористические атаки. В папку, под названием «Сумка моджахеда», вошли материалы о том, как воевать в городе, создавать химическое оружие и скрываться от спецслужб, а в иллюстрированном гайде под названием «200 советов будущим террористам» рассказывается, как правильно делать взрывчатку, отключать камеры наблюдения и перевязывать раны.
Архив существует с середины 2019 года, однако, - архив до сих пор существует и за 2 года только увеличился. Дизайн некоторых материалов изменился. Несколько папок изменили местоположение.
Ссылки на архив можно получить с помощью бота в «Telegram». Он подключен к открытому каналу. Когда к нему присоединяется новый пользователь, бот спрашивает на арабском, нужен ли ему доступ к материалам. Если да, - генерирует ссылки на файлы в облачном хранилище.
Отслеживая эти ссылки, мы выяснили, кто и где именно распространяет материалы ИГИЛ. В «Twitter» ссылку на архив обычно публикуют в информации о профиле, иногда - встраивают в изображение. Аккаунты, которые распространяют пропаганду ИГИЛ, - обычно существуют не более суток, - их блокируют модераторы соцсети. Из-за этого террористы крадут чужие аккаунты и постоянно создают новые. В «Facebook» материалы «Исламского государства» распространяют небольшие группы, которые также используют похищенные агентами ИГИЛ страницы людей.
Пропаганду «Исламского государства» активно публикует ряд сайтов. Один из них - своего рода «Netflix для джихадистов». Он постоянно меняет домен. На нем размещены записи террористических актов, казней и знаковых речей лидеров организации. Другой сайт, «Muslim News», сохраняет весь официальный контент ИГИЛ: от сообщений о боевых успехах и выступлений лидеров организации до информационных бюллетеней.
Ежемесячно, «резервную копию» ИГИЛ, просматривают десять тысяч человек. Файлы в архив добавляли несколько лет, однако по-настоящему члены ИГИЛ взялись за это после того, как террористическая организация начала терять территории - сначала Мосул, затем Ракку и Эль-Багуз. Архив - это бэкап «Исламского государства» на пике могущества. Файлы ИГИЛ хранятся с помощью программного обеспечения «Nextcloud». Оно бесплатное, а еще его можно установить на частные серверы. «Nextcloud» позволяет синхронизировать файлы таким образом, чтобы избежать централизованного хостинга и контроля. «Nextcloud» нередко используют политики и активисты, однако программа популярна также среди террористических группировок. Это не сервис и не платформа вроде «Facebook» или «Google», поэтому компания-разработчик не несет ответственности за контент, который хранит. Кроме ИГИЛ, с помощью «Nextcloud» и другого проекта основателя этой компании – «OwnCloud» хранит файлы «Аль-Каида» и группа сомалийских исламистов «Харакат аш-Шабаб».
Бэкап ИГИЛ не может заменить полноценное государство, однако псевдостраны нередко находят способ перенести часть функций онлайн. Поэтому «Исламское государство» все еще распространяет свою пропаганду среди людей, которые считают себя его гражданами, даже после потери всех своих территорий. История группировки ИГИЛ - это история постоянных отступлений и возрождений. Стратегия «Исламского государства» - Baqiya wa tatamadad (удерживать и расширяться). И пока архив ИГИЛ сохраняется онлайн, - террористы имеют поддержку.