Последнее время общим местом стало утверждение о том, что это только в сфере экономики у нас не всё благополучно — естественно, из-за козней зловредного либерального финансово-экономического «блока». Но, вот, зато в сфере внешнеполитической все шик-блеск-красота.
Попробуем разобраться.
И начнем с «финансово-экономических либералов», отстранения которых от власти одни гневно требовали, другие нижайше — в ходе всенародных «линий» и «пресс-конференций» — просили и каждый раз получали вежливо-улыбчатый, но твердый от ворот поворот. Из года в год — почти два десятилетия.
Об этом даже писать как-то неловко, но Медведева, Дворковича, Шувалова, Силуанова, Орешкина (а до него — Улюкаева) и прочих присных, похоже, Вашингтонский обком прислал, прикомандировал и заставляет держать их почти двадцать лет у кормила на полный разор страны? Если да, то о каком суверенитете России все эти годы можно вести речь?
Или, может быть, стоит вспомнить (цитирую по «РГ») интервью Пескова телеканалу «Мир»: «Вы знаете, недруги — в первую очередь за рубежом, но и некоторые недруги внутри России — считают, что Путин, скорее, консерватор и такой государственник, которому чуждо слово «свобода». Но Путин абсолютный либерал по своей натуре, и гораздо больший либерал, нежели назывные либералы, которые именуют себя «оппозицией».
Американские инструкторы прибыли в зону АТО с особой миссией
Вот и весь сказ. Или, как говаривал один горе-реформатор, «вот, где собака порылась».
А вы, несмышленыши, про смену «финансово-экономического блока» лопочите. На что надеетесь? И, вообще, радуйтесь, что Сердюкова подвинули.
Но что меня действительно поражает, так это звучащие со стороны левой оппозиции заверения в поддержке внешней политики нынешней власти (с либерастами все и так ясно, они и Крым по самый Екатеринбург сдать готовы, надеясь, что Сибирь «сама отвалится»). Воленс-ноленс встают вопросы.
Например, 17 октября 2001 года на совещании в Минобороны было объявлено о ликвидации военных баз в Лурдесе и Камрани.
Чтобы было понятно. По открытым данным, разведывательный объект «Лурдес» использовался для сбора военной информации, включая ту, которая касается проверки двусторонних соглашений о контроле над вооружениями. Речь идет о вероятном ракетно-ядерном нападении! Кроме того, РЛС могла обнаруживать подводные лодки США и обеспечивать связь российских субмарин с командованием на всем пространстве Западного полушария.
Станция использовалась и для поддержания устойчивой связи с российскими посольствами в Латинской Америке. В 1997 году, по информации «Санди таймс», Россия провела работы по модернизации базы.
Это — почище горбачевской сдачи Восточной Германии, по крайней мере, по характеру действий. Горби свое предательство хотя бы какими-то переговорами маскировал.
В июле 2014 года, по сообщениям ряда СМИ, во время президентского визита на Кубу была достигнута принципиальная договорённость о возобновлении деятельности центра. Однако впоследствии информация о подобной договорённости была опровергнута.
Далее. 11 сентября 2001 года российская власть безоговорочно поддержала США в их «глобальной войне с террором», посодействовав созданию американских баз в среднеазиатском подбрюшье России. Под видом своей «войны с терроризмом» США осуществили заранее спланированную империалистическую военную, разведывательную и политическую экспансию на т.н. Большом Ближнем Востоке. Вполне допускаю, что на 11 сентября в Москве могло и не быть данных о том, что этот якобы «террористический акт» — глобального масштаба провокация военно-разведывательного комплекса США. Но от этого не легче.
Интересно, оппозиция поддерживает эту линию, которая, помимо прочего, унесла миллионы жизней, позволила использовать территорию стран СНГ для ведения подрывной деятельности против России и наводнила нашу страну тоннами афганского героина, что привело к росту смертности в России?
Поддерживает ли оппозиция не просто нерешительную, а откровенно трусливую, линию непротивления Вашингтону, нагло и безнаказанно попирающего российские интересы в дипломатической сфере?
Про отказ на протяжении нескольких лет защищать законные интересы российских граждан-спортсменов, про потакание унижению России в спортивной сфере молчу, формально делая вид, что это, вроде бы, и не внешняя политика.
Подхожу к главному.
Утверждаю, что у современной России отсутствует не только система национальных интересов, но и в приемлемом виде само понятие «национальный интерес». То, что записано в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства) — курам на смех. Это — отголоски схоластически-бессмысленных споров о примате интересов личности над интересами общества и государства. Ведь понятно же совершенно, что «интересы личности» могут быть обеспечены только при наличии сильного государства. И наоборот — при сильно ослабленном или разрушенном государстве возможности по защите «интересов личности» либо стремятся к нулю либо попросту исчезают.
Путаясь с понятием национального интереса, составители «Стратегии…» ввели понятие «стратегические национальные приоритеты» (важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности), которое, впрочем, ясности не вносит.
Лишенные четких ориентиров в виде публично зафиксированных национальных интересов государство и общество оказываются не в состоянии адекватно оценивать то, насколько те или иные действия конкретных должностных лиц и государственных органов, политических партий и организаций, поведение иностранных государств соответствуют интересам России. Это лишает политику не только во внешней, но и во внутренней, и в экономической сферах несущего стержня, делает ее беспринципной и реактивной, конкретные мероприятия — хаотичными и непоследовательными, а отношения с другими государствами и международными организациями — ситуативными.
Похоже, наша внешняя политика вообще без руля, без ветрил. Она не проактивна. Она не выдвигает собственные цели, а услуживает Штатам. «Вы хотите долбануть по Сирии? Хорошо, отнимем у сирийцев химоружие»; «Бесполетную зону над Ливией? Подсуетимся!»; «Северная Корея, по-вашему, должна пострадать? Хорошо, мы присоединимся к геноцидальным санкциям»; «Укронацистов надо признать легитимным правительством? Сделаем!».
Данному положению вещей, которое наблюдается, как минимум, 25 лет, необходимо положить конец. Поэтому представляется целесообразным установить следующую иерархию национальных интересов России.
Первое. Жизненно важные интересы — такие абсолютно необходимые потребности государства, без удовлетворения которых невозможно обеспечить территориальную целостность и безопасность России, а также сохранение ее в качестве страны, свободной от иностранного влияния, независимого и динамично развивающегося государства, всем гражданам которого гарантируется достойное благосостояние.
Второе. Чрезвычайно важные интересы — такие необходимые потребности страны, неудовлетворение которых нанесет весьма существенный ущерб России, создаст затруднения, но окончательно не лишит государство возможности реализовывать его правомочия по обеспечению безопасности и сохранения России в качестве независимой страны.
Третье. Важные интересы — такие необходимые потребности государства, неудовлетворение которых будет иметь отрицательные последствия для обеспечения устойчивого и поступательного развития страны, благосостояния общества и отдельных граждан России. Но неудовлетворение этих потребностей не окажет влияния на возможности государства по обеспечению территориальной целостности, безопасности и сохранения России в качестве свободной от иностранного влияния и независимой страны.
Четвертое. Второстепенные интересы — такие потребности государства, удовлетворение которых весьма желательно. При этом неудовлетворение этих потребностей не будет иметь отрицательных последствий для обеспечения национальной безопасности, проведения политики во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Сказанное выше можно проиллюстрировать на примере анализа такого явления, как массовые беспорядки в некоем иностранном государстве. Так, события, происходящие в удаленной стране, не располагающей с Россией общей границей, могут представлять, скорее всего, второстепенный интерес. Те же события, при наличии в этой стране даже небольшой российской диаспоры, будет допустимо считать угрозой важным российским интересам. Наличие в указанной стране российских военных баз и иных наших крупных объектов может поднять события в этой стране в иерархии российских национальных интересов до уровня чрезвычайно важных.
Принятие предлагаемой иерархии национальных интересов позволит разработать систематизированные и стандартизированные наборы (комплексы) мер в каждой из сфер государственной и общественной жизни, принятие которых будет необходимо в той или иной конкретной ситуации, влияющей на национальные интересы России.
Так, в сфере внешней политики и национальной безопасности предлагаемая иерархия национальных интересов позволит правильно расставлять приоритеты по регионам (странам) и проблемам.
Для обсуждения можно было бы предложить наглядные примеры рассмотрения национальных интересов России в целом.
Жизненно важные интересы:
— недопущение занятия высших должностных позиций лицами, лояльными иностранным государствам;
— предотвращение, отражение и сокращение угрозы «первого обезоруживающего удара», а также отражение и сокращение угрозы нападения на Россию с применением ядерного, биологического, химического и иного оружия массового уничтожения и систем их доставки;
— препятствие возникновению враждебного России государства, занимающего господствующие позиции на Евразийском континенте или в Мировом океане;
— недопущение контроля российской денежно-финансовой и информационной сфер враждебным России государством.
Чрезвычайно важные интересы:
— предотвращение и прекращение (разумной ценой) локальных военных конфликтов в важных для России регионах, содействие справедливому регулированию на российских условиях конфликтов вокруг ДНР, ЛНР, Приднестровья, непризнанных республик Закавказья, а также в постсоветских республиках Средней Азии;
— разрешение локальных конфликтов мирными средствами;
— предотвращение угроз национальной безопасности в критических важных для России регионах — Европейском, Черноморском, Каспийском; Среднеазиатском, Дальневосточном и Арктическом;
— содействие защите и обороне союзников и друзей в случае явной внешней агрессии;
— создание и развитие передовых, в том числе военных и специализированных, технологий;
— предотвращение массированной и неконтролируемой иммиграции через границы России;
— предотвращение и подавление террористической деятельности, особенно направленной против России и её граждан;
— борьба с трансграничной преступностью, производством, транспортировкой и торговлей наркотиков, предотвращение геноцида.
Важные интересы:
— продвижение концепции «русского мира», поддержка соотечественников за рубежом, содействие репатриации русских из стран бывшего СССР и дальнего зарубежья;
— защита жизни и свободы российских граждан за рубежом;
— воспрепятствование действиям государств, общественных организаций и групп, нарушающих права человека;
— предотвращение национализации или захвата в третьих странах собственности России;
— продвижение российских ценностей и культуры в третьих странах;
— продвижение экологических стандартов на международной арене;
— содействие повышению ВВП России и благосостояния её граждан.
Американский журналист о ситуации, которую породила Америка на Ближнем Востоке
Второстепенные интересы:
— содействие повышению статуса ООН, ее специализированных организаций, иных международных коллективных структур, с помощью которых Россия способна решать вопросы в защиту своих национальных интересов;
— продвижение демократии в мире;
— сохранение территориальной целостности других государств, в том числе содействие предотвращению и прекращению (низкой ценой) локальных военных конфликтов в маловажных для России регионах;
— содействие росту экспорта продукции российской промышленности.
Изложенный перечень глобальных интересов России не является исчерпывающим и не претендует на истину в последней инстанции. Это — приглашение к обсуждению, в первую очередь в ходе дебатов кандидатов на пост президента России.